Темы: Алкоголь, Мировоззрение, Здоровье, Зависимости, Рав Моше Файнштейн
Курение марихуаны обсуждается не только в парламентах развитых европейских стран, где тенденция к запрещению все чаще сменяется тенденцией к разрешению, но и много где еще — это актуальная тема культуры. Хочу сразу специально оговорить, что в данной статье речь ни в коем случае не идет о применении конопли в медицинских целях — ее назначают тем, кто страдает рассеянным склерозом и болезнью Альцгеймера, она помогает облегчить состояние при раке и СПИДе. И алаха в этих вопросах обычно — в русле той парадигмы, которая складывается в традиционной медицине на данный момент. Поэтому я буду говорить исключительно о немедицинском употреблении марихуаны.
У нас не наблюдается изобилия алахической литературы по этому вопросу, но есть постановление рава гаона Моше Файнштейна — величайшего американского законоучителя 2-ой половины XX века, которое приведено в его сборнике респонсов Игрот Моше (Йорэ Дэа, ч. 3, гл.35). Я буду цитировать это постановление по частям, выделяя слова рава Файнштейна курсивом и давая следом свои пояснения.
Запрет из Торы
Слово раву Моше Файнштейну:
Очевидно, что курение гашиша (марихуаны), которое начали позволять себе некоторые молодые люди, в т.ч. учащиеся ешив, запрещено на основании нескольких законов Торы.
Рав Файнштейн сразу начинает с алахического решения: курение марихуаны полностью запрещено, и это запрет из Торы. Поэтому, приступая к обсуждению темы «легких наркотиков», я изначально исхожу именно из такой формулировки закона. А все разъяснения, приведенные равом в его респонсе, буду рассматривать лишь как дополнительную информацию, помогающую понять запрет. Ведь после того, как алахический авторитет вынес решение, мы обязаны подчиниться закону, и в этом смысле совершенно непринципиально, понимаем мы причины его решения или нет.
Здоровье и ясность сознания
Во-первых, курение марихуаны вредит здоровью. Даже если предположить, что есть люди с настолько крепким здоровьем, что употребление наркотиков не причиняет им значительного физического вреда, вне всякого сомнения, оно ведет к потере ясности сознания. А такая ситуация сама по себе, даже без нанесения вреда здоровью, является серьезной проблемой, потому что человек, употребляя марихуану, сам себя вводит в состояние, при котором не может соблюдать Тору. Ведь курящий марихуану не только не способен заниматься изучением Торы — он также теряет способность молиться и выполнять заповеди Торы с необходимым осмыслением, а значит, он как будто вообще не молится и не выполняет заповеди.
Не утихают споры (и мы о них еще поговорим) о том, вредна марихуана для физического здоровья или нет, вреднее она чем, допустим, табак и алкоголь, или наоборот. Вопрос о табаке и алкоголе — серьезный и непростой. Это мы, с Б-жьей помощью, рассмотрим позже отдельно, максимально подробно. А в данной статье ограничимся проблемой марихуаны.
Время от времени в прессе публикуются результаты исследований, из которых следует, что марихуана полезна (иногда с оговорками, иногда даже без оных). Рав Файнштейн считает, что она вредна, однако допускает, что есть люди, физическому здоровью которых ее употребление не вредит. Поэтому можно понять его первое утверждение о «вредности» марихуаны следующим образом: рав хотел подчеркнуть, что людям со слабым здоровьем запрещено употреблять марихуану в силу одного только повеления Торы заботиться о своем здоровье и не подвергать жизнь опасности. Но основное внимание он уделяет другой проблеме — он пишет, что человек, разрешающий себе курение марихуаны, теряет связь с Торой и её заповедями. Рав акцентирует внимание на том, что соблюдение законов Всевышнего предполагает осмысление своих действий, а изменение восприятия приводит к тому, что исполнение заповедей Торы считается недействительным, даже если технически они выполнены безупречно.
На первый взгляд, речь идет об опьянении, о состоянии одурманенности, а значит, изучение Торы и исполнение других заповедей, в т.ч. молитвы, не засчитываются лишь в том случае, когда человек находится непосредственно под действием веществ. Однако мне такое объяснение слов рава представляется проблематичным, поскольку сам он нигде не пишет прямо о состоянии опьянения. Можно, конечно, возразить: что еще, кроме кайфа, может иметь в виду автор Игрот Моше, когда пишет: «Такая ситуация сама по себе, даже без нанесения вреда здоровью, является серьезной проблемой, потому что человек, употребляя марихуану, сам себя вводит в состояние, при котором не может соблюдать Тору»? Но, уверен, формулировка выбрана равом Файнштейном не случайно: речь здесь не столько о текущем краткосрочном состоянии опьянения, сколько о запрете ставить себя в ситуацию опасности.
Сказано в Торе (Дварим 4:9, 15): «Только береги себя, и оберегай душу свою…» и «Берегите же тщательно души ваши…». Согласно Рамбаму здесь содержится предписывающая заповедь — ликвидировать любой источник опасности, который угрожает жизни. Автор комментария Кли Якар объясняет, что Тора требует беречь собственное тело, а душа упомянута дважды потому, что ее беречь еще важнее.
В итоге в алахический кодекс Шулхан Арух вошло постановление, что человек, который подвергает свою жизнь опасности, должен быть наказан в назидание другим. Потому что люди должны всегда помнить о том, что ни у кого нет права распоряжаться собственной жизнью по своему усмотрению. Ибо жизнь — «собственность» Всевышнего, и тот, кто «портит» ее — преступник (и наоборот — тот, кто старается всеми силами избежать опасности, получит благословение Небес). Для понимания постановления рава Файнштейна это очень важная информация.
Нерегулярное и даже совсем редкое употребление любых наркотиков, в т.ч. «легких» (включая марихуану) все же накладывает свой отпечаток на мировоззрение человека, и, в конечном счете, может начать оказывать влияние и на его поведение. И на то, какой смысл он вкладывает в совершаемые действия и как он сам эти действия воспринимает и объясняет. Считается, что курильщик марихуаны не испытывает физической зависимости от вещества, однако он все же очень рискует попасть в зависимость психическую, а это неизбежно сузит его свободу выбора. Когда человек начинает курить марихуану, он открывает для себя нечто новое — ощущения, переживания, которые дает вещество. Испытав наслаждение от употребления марихуаны, он захочет еще раз пережить эти ощущения, ведь он не рассматривает «легкий» наркотик как опасность — это, скорее, ценность, важная часть духовного опыта. И именно поэтому такой человек будет блокировать любые идеи, способные подтолкнуть его к отказу от «хорошего и безобидного» наркотика, который не только позволяет снять стресс, но и расширяет сознание, и вообще способен подарить множество приятных мгновений.
Уже при первом «позитивном» опыте употребления возникает вероятность того, что в перспективе роль наркотика будет возрастать. А с каждым следующим употреблением эта вероятность неизбежно увеличивается. Таким образом, существует вероятность, что постепенно вещество станет как минимум одним из главных мотиваторов (если не самым главным), а все остальное начнет превращаться в факторы, способствующие или препятствующие его приобретению и употреблению. И таким образом наркотик незаметно займет место в самом центре картины мира человека.
Как известно, любой путь начинается с первого шага. И хотя речь идет о человеке, который все еще не похож на «классического» наркомана ни внешне, ни с точки зрения поведения, но он уже сделал, как минимум, шаг туда, где не будет принадлежать себе полностью. И сам этот шаг запрещен, потому что он ставит человека в опасную ситуацию, когда возникает вероятность негативного развития событий.
Это похоже на чувство возбуждения, которое люди испытывают перед отпуском, завершающим сложный трудовой период. Многие вопросы откладываются на потом, ими человек займется уже после запланированных приятностей. И чем ближе день отъезда, тем чаще отходят на задний план вещи, связанные с обыденным распорядком, мысли и планы подчинены предстоящему событию («Ой, нужно купить новый чемодан, а в “Ашане” распродажа пляжных тапочек — нужно обязательно заехать после работы»). Для обычных людей такое предвкушение — лишь временное приключение, но человек, который втянулся в употребление марихуаны, сильно рискует остаться «в туннеле» такого чувства, и в этом плане трезвость его носит условный характер. Ведь мысли его нацелены на предстоящее удовольствие. Не случайно наркологи говорят о том, что 90% героиновых наркоманов начинали с марихуаны: они хотели усилить удовольствие.
Но необязательно быть пропащим наркоманом, чтобы соответствовать приведенной выше характеристике. Легкие симптомы психической зависимости могут сопровождать человека с самого начала употребления на протяжении всей жизни, не развиваясь в тяжелую форму зависимости, которую в обществе принято называть наркоманией. О формировании подчиненного наркотику мировоззрения можно говорить в огромном числе случаев злоупотребления марихуаной — тем более, когда речь идет о молодых людях.
Мятежный сын
Во-вторых, употребляя марихуану, человек создает себе дополнительную потребность, которая сильнее, чем обычные базовые потребности, такие, как потребность в пище и ей подобные. Есть и такие люди, которые, позволив зависимости от марихуаны развиться, не смогут контролировать её употребление или отказаться от него полностью. Такая распущенность является серьезным нарушением, о котором сказано в разделе о «мятежном сыне»: потакание страсти к еде, о котором нам говорит Тора в начале законов о «мятежном сыне», строго запрещено именно потому, что она является чем-то большим, чем простая потребность в пище. Даже несмотря на то, что речь идет о зависимости от кашерных продуктов. И понятно, что тем более запрещено развивать в себе страсть к вещам, в которых нет никакой необходимости для человека.
Хотя Тора не предусматривает наказания палками за нарушение запрета употреблять марихуану, такое поведение все же является нарушением запрета Торы. В Талмуде запрет поведения «мятежного сына» объясняется тем, что подобная распущенность впоследствии приведет к грабежу. Это же —одна из причин запрета употреблять марихуану.
Действительно, если вдуматься, станет ясно, что тема «мятежного сына» перекликается с темой наркотиков. В обеих ситуациях присутствует проблема неодолимой страсти, тяги, потребности в вещах, в которых нет реальной необходимости, но которые дают мощную иллюзию наслаждения. Тора упоминает, что «мятежный сын» стремится любыми способами получить две вещи — мясо и вино. И речь не о голодающем, который мечтает утолить голод, а о человеке, неспособном совладать со своей страстью, искусственно приобретенной потребностью. Насколько похожи эти ситуации? Мы уже упомянули известную идею о том, что марихуана не вызывает зависимости (физической). Мясо с вином вовсе не относятся к «веществам», вызывающим зависимость (вино было принято пить разбавленным). Поэтому уподобление выглядит логичным.
Мудрецы в Талмуде (Санэдрин 69) объясняют: Тора требует применения к «мятежному сыну» высшей меры наказания не потому, что он что-то украл и непомерно много пьет и ест, а потому, что он неисправим. Никакие увещевания уже не способны вернуть ему здравомыслие, не способны уберечь его от безумных поступков, и, в конечном счете, он станет совершать тяжелые преступления. Нечто подобное мы видим и в ситуации с человеком, который часто употребляет марихуану: ему крайне сложно отказаться от своего пути, замутнённое сознание не позволяет ему адекватно реагировать и принимать необходимые решения, судить о своих поступках здраво. Ради удовольствия он может совершить что угодно — даже если это тяжелое нарушение закона. Как раз это и имеет в виду рав Файнштейн, когда пишет, что некоторые, позволив зависимости от марихуаны развиться, не смогут контролировать её употребление или отказаться от него полностью.
В истории с «мятежным сыном» выделяют два этапа. Первый — увещевание, которое продолжается до тех пор, пока сохраняется надежда на изменения, на то, что «мятежный сын» еще может остановиться. Второй этап — приговор и смертная казнь, когда надежды на его исправление уже не остается. Можно выделить подобные этапы в употреблении наркотиков. Первый этап — т.н. «разовое употребление», когда человек еще способен остановиться (как правило, не без помощи близких и специалистов), оценить происходящее с ним и не допустить губительных последствий. На втором этапе болезненная распущенность превращается в аддикцию, и шансы выбраться из ада зависимости от наркотиков — даже «легких» — стремительно сокращаются, стремясь к нулю. И хотя никогда нельзя говорить, что на каком-то этапе у наркомана уже нет шансов вырваться из западни, на фоне статистики каждая история выздоровления на этом этапе выглядит открытым чудом Всевышнего.
Казнь «мятежного сына», предписанная Торой, — это превентивная мера. Согласно разъяснению, приведенному в Талмуде, будущее такого человека — грабеж и убийства. Рав Моше Файнштейн проводит аналогию: тот, кто употребляет марихуану, в какой-то момент может прийти к ситуации, когда для достижения своей цели пойдет на любое преступление.
Родители. Святость
Есть и еще одно очевидное нарушение, связанное с употреблением марихуаны. Речь идет о заповеди почитания отца и матери. Родители страдают от того, что их ребенок употребляет наркотики. Куря марихуану, человек также нарушает повеление Торы «святыми будьте», как понимает его Рамбан.
Комментируя стих «святыми будьте», Рамбан открывает нам очень важный принцип. Наряду с предписаниями и запретами в Письменной и Устной Торе существуют и повеления общего характера, соблюдение которых обязательно. И именно на них опираются мудрецы Торы, когда говорят, что тот или иной поступок, то или иное поведение запрещены, так как «не соответствуют духу Торы». Поэтому нет у еврея возможности сказать в свое оправдание: «А где в Торе написано, что это запрещено? В Торе нет такого запрета!»
Критика
Итак, курение марихуаны запрещено Торой. Однако, к моему большому сожалению, находится достаточное количество людей, которые пытаются «алахически легализовать» марихуану: они предлагают другое понимание постановления рава Файнштейна, утверждая, что он запрещал курение марихуаны не в принципе, вообще, а лишь в ряде случаев и при определенных обстоятельствах. Приведу их аргументы:
Строжайший запрет
Безусловно, употребление марихуаны влечет за собой множество нарушений Торы, помимо уже упомянутых заповедей. Предельно ясно, что употребление легких наркотиков строжайше запрещено Торой, и необходимо приложить все усилия, чтобы отдалить от этой духовной нечистоты всех евреев, и в частности тех, кто учится в ешивах.
Спорить со сторонниками «алахической легализации» марихуаны можно до бесконечности — было бы желание. Например, можно начать доказывать, что все утверждения о якобы заслуживающих внимания научных данных, подтверждающих полезность (или хотя бы безвредность) марихуаны, сомнительны, к тому же ни к чему не обязывают ни рава Файнштейна, ни тем более Тору. Можно привести результаты других современных исследований, опровергающих распространившееся представление о марихуане, как о веществе, не вызывающем зависимости. Можно предоставить список имен молодых евреев, которые когда-то учились в ешивах, а потом умерли от наркотиков: практически все они начинали с курения марихуаны.
К сожалению, смысла в этом споре немного, потому что оппоненты, как правило, слишком субъективны и неискренни (прежде всего, сами с собой), и поиск истины, какой бы она ни была, их на самом деле интересует мало. Ведь их симпатии заведомо на стороне марихуаны. И все же я хотел бы сказать несколько слов людям, пытающимся увидеть в статье рава Файнштейна разрешение курить марихуану. Уважаемые, вы «сознательно» разрешаете себе употреблять марихуану, и это ваше право — Тора дарит нам свободу выбора. Но не пытайтесь доказать другим, что употребление наркотиков легитимно, не берите на себя такую ответственность. Ваша активность в этом вопросе может обеспечить кому-то недостающее «разрешение», и никто из вас не может быть уверен, что этот первый раз не станет началом пути, по которому человек устремится к вратам наркотического ада.
Статья взята из журнала «Мир Торы» (номер 2, 2013).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»