Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если человеку посылают беды — это ради испытания или в наказание?

Темы: Испытание, Исправление, Страдания, Наказание, Свобода выбора, Грех, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте, меня зовут N., я из г. Чебоксары. Вопрос: можно ли отличить испытания от наказания?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Ваш вопрос действительно важен. Человек сталкивается с проблемами и трудностями, а то и бедами — как к этому относиться? Что это? Наказание за какие-то грехи, ошибки прошлого? Или испытание: как он поступит в настоящем?

А какая разница? А такая: если наказание, надо раскаяться в грехах и исправиться. Если испытание, надо с честью его пройти, из возможных вариантов действий выбрать правильный и отвергнуть неправильные.

Итак, можно ли отличить одну ситуацию от другой и на этом основании решить, как поступать: каяться или делать правильный выбор?

Ответ представляется таким: вполне возможно, что и нельзя отличить — и не надо! Потому что любая проблема действительно может быть как наказанием, так и испытанием — или и тем, и другим одновременно!

Никто не безгрешен, поэтому всегда есть в чем каяться — и трудности об этом напоминают. Анализ своих поступков, стремление улучшить характер, делать больше добра и меньше зла, помогать людям, быть приветливым и дружелюбным и избегать обид и ссор — это всегда хорошо. И если беда подтолкнула человека работать в этом направлении, то и получается, что нет худа без добра.

В то же время, в какой бы ситуации ни оказался человек, у него есть свобода выбора, а значит, есть и испытание: какой выбор сделает? Если есть разные варианты действий, то вот и очевидный выбор, и надо решить, какой из этих вариантов правильнее. Если же нет вариантов действий, остаются варианты реакции человека на то, что с ним происходит. Варианты его отношения к происходящему.

Можно жаловаться на свой жребий. На Б-га, Который так с ним поступил. Можно негодовать на людей, если проблемы исходят от них, а то и пытаться «отомстить». А можно принять происходящее как справедливую Волю Б-га — или как то же наказание за грехи! — и воздержаться от жалоб в Его адрес, тем более — от попыток навредить другим людям.

Можно расклеиться, опустить руки, впасть в отчаяние и депрессию, отказаться от дальнейших попыток что-то сделать в этой жизни, которая так несправедлива. А можно, наоборот, использовать невзгоды для закалки характера и накопления ценного, пусть и горького, опыта жизни. И продолжать жить, идти вперед с позитивом, но и с учетом обретенного опыта.

Мне довелось лично знать двух людей, прошедших Освенцим. И именно их потомков — детей и внуков — я увидел в наибольшей степени здоровыми и цельными людьми, с ними было удовольствие иметь дело. Одни люди в тяжелейшей ситуации сломались, но другие выковались и стали сильнее.

А потом можно делиться своим опытом и с другими: либо предостерегать их от действий, в результате которых те попадут в такую же трудную ситуацию; либо, если уже попали, советовать, как справляться. Или просто поддерживать, а то и воодушевлять: не волнуйся, и со мной было так, ты не один в этой ситуации и не хуже других (ведь часто именно это волнует человека, попавшего в беду, и мешает ему действовать), и у тебя станет лучше.

Итак, в любой трудной ситуации можно проанализировать свое поведение и раскаяться в грехах — и одновременно, оценив варианты действий, сделать правильный выбор. Одно другому не мешает.

Другое дело, что всё это легко сказать, но не так-то легко сделать. Ведь я хороший и всё стараюсь делать правильно, а тот человек меня обидел! Это он грешник! И я должен не наказывать его за грех, а выискивать собственные грехи и каяться?!

Да, и это трудно. Но в этом наше испытание. И тому, кто с честью выстоит, гарантирована великая награда.

С уважением, Меир Мучник

 

Материалы по теме

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 9. Возвышение и совершенствование души и ее качеств

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше