Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему женщины не участвовали в создании золотого тельца?

Темы: Золотой телец, Грех разведчиков, Исправление, Душа, Женщина, Изучение Торы

Отложить Отложено

Почему женщины вообще не участвовали в грехе золотого тельца? N.

Отвечает рав Арье Гальчук

Здравствуйте, N.

Действительно, женщины не участвовали в создании золотого тельца. Они сказали (Мидраш Танхума к разделу Ки тиса 19): «Не дай нам Б-г предать Святого, благословен Он, Который сотворил для нас все эти чудеса, и поклониться идолу!»

С другой стороны, когда собирали средства для строительства Мишкана (переносного Храма, Скинии), женщины с готовностью пожертвовали свои украшения на строительство.

И в грехе разведчиков (Бемидбар 13), когда мужчины отказались войти в Святую Землю, женщины не принимали участия, поэтому им не был вынесен приговор умереть в пустыне. Мудрецы говорят (Бемидбар Рабба 21:10): в том поколении женщины исправляли то, что «портили» мужчины. А мы от себя добавим, что, быть может, и не только в том поколении.

В Талмуде (Таанит 11а) мудрецы задают вопрос: если человек совершает преступление втайне, кто будет свидетельствовать против него на Высшем Суде? И отвечают мудрецы: камни (стены) его дома свидетельствуют о нем! Как сказано (Хаваккук 2:11): «Ведь камень из стены вопиет и щепка деревянная отвечает ему!»

В школе раби Шела[i] говорили: два святых ангела, которые сопровождают человека, куда бы он ни шел, свидетельствуют о нем, как сказано (Тэилим 91:11): «Потому что ангелам Своим Он заповедует о тебе — хранить тебя на всех путях твоих».

Раби Хидка[ii] говорит: душа человека свидетельствует о нем, как сказано (Миха 7:5): «…от лежащей в/на лоне твоем стереги двери уст твоих».

Другие мудрецы утверждают: органы человеческого тела свидетельствуют о нем! Как сказано (Йешаяу 43:10): «Вы — свидетели Мои, слово Господа…»

Бен Иш Хай[iii] задает вопрос (в своем комментарии к трактату Таанит, «Бен Йеойада»): если душу человека судят на Высшем Суде (а мы знаем, что судят именно душу вместе с телом), как же она может о нем свидетельствовать? Ведь не может подсудимый стать свидетелем!

И отвечает, что судят только ту часть души, которая пришла в этот мир несовершенной — ради исправления. Вместе с ней в этот мир спускаются и другие части души — уже полностью исправленные. Им не полагается наказание за совершенные человеком преступления, они лишь делят с ним награду за те заповеди, которые он исполнил.

Эти части души, по сути, не является частью человека, а лишь сопровождают его в его жизненном пути. Подобно женщине, которая, как известно, получает долю в награде, полагающейся ее мужу за изучение Торы. И делит с ним награду за исполнение других заповедей, в том числе — тех, от которых она освобождена. Но ей не полагается наказания за совершенные мужем преступления.

Об этом говорит стих, который приводят мудрецы: «…от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих». Буквально речь идет о жене, а иносказательно — о той части души, которая не нуждается в исправлении. Она сопровождает человека в этом мире, разделяя с ним награду за исполнение заповедей, но — не отвечая за его грехи, и она же свидетельствует о нем в Высшем Суде.

Узнав всё это, мы сможем осторожно предположить, в чем именно состоит роль женщины, для чего она появляется в этом мире. Можно будет сказать, что она приходит в этот мир совершенной, не нуждающейся в исправлении, лишь для того, чтобы помочь исправится своей половинке, не столь совершенной, как она сама.

«Нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответственную ему» (Берешит 2:18). Женщина призвана помочь мужчине исправиться. Мудрецы говорят (Бава Батра 16а), что Всевышний сотворил дурное начало и сотворил к нему приправу (или от него лекарство) — Тору. Мы знаем, что у женщины нет обязанности изучать Тору.

Это не означает, конечно, что у женщин вовсе нет дурного начала, но можно сказать, что их природной скромности и богобоязненности вполне достаточно для того, чтобы это начало преодолеть, и они, в отличие от мужчин, не нуждаются в таком сильном средстве, как изучение Торы.

Известно: мужчины каждое утро благословляют Всевышнего «за то, что… не создал меня женщиной», а женщины благословляют «за то, что… создал меня соответствующей воле Своей». И в этих словах есть глубокий смысл — женщина сотворена соответствующей воле Бога, сотворена совершенной. И ее задача лишь в том, чтобы совершенства этого не потерять. Мужчина же рождается несовершенным, полным недостатков, — чтобы всю свою жизнь посвятить стремлению к совершенству.

С уважением, Арье Гальчук

Раби Йосеф-Хаим бар-Элияу из Вавилона (Бен Иш Хай; 5593-5669 / 1833-1909, Багдад) — выдающийся законоучитель, проповедник и каббалист, духовный лидер еврейских общин Востока.

 

[i] Раби Шела — амора (мудрец Талмуда) первого поколения, Эрец-Исраэль — Вавилония, глава ешивы Сидры (которая позже стала называться ешивой Наардеи), учитель рава Хисды.

[ii] Раби Хидка — тана (мудрец Мишны) четвертого поколения, один из учеников Раби Акивы.

[iii] Раби Йосеф-Хаим бар-Элияу из Вавилона (Бен Иш Хай; 5593-5669 / 1833-1909, Багдад) — выдающийся законоучитель, проповедник и каббалист, духовный лидер еврейских общин Востока.

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше