Я часто пользуюсь материалами вашего сайта и нахожу их очень интересными и полезными. Много читал о заповеди цдака, но не совсем разобрался, кто в наше время считается нуждающимся, чтобы ему можно было давать цдаку. Заранее благодарен, Ариэль
Уважаемый Ариэль,
Большое спасибо за добрые слова.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, давайте, прежде всего, обратимся к мишне в трактате Пеа (8:8). Там сказано, что человек, у которого нет двухсот зуз, может получать во время сбора урожая подарки, предназначенные для бедняков (лэкет — колосья, упавшие во время сбора, шихэха — снопы, забытые на поле, пеа — край поля, который оставляют несжатым для бедных).
Законоучители более поздних периодов постановили, что это же дает человеку право получать цдаку (Шулхан Арух[i], Йорэ Дэа 253:1). Т. е., тот, у кого нет двухсот зуз, имеет право получать цдаку.
200 зуз во времена Мишны — сумма, которая покрывала на год стандартные расходы человека на пропитание и одежду.
Еще одна ситуация: у человека нет 200 зуз, но есть 50, которые вложены в дело и приносят ему доход, покрывающий стандартные нужды на год. Такой человек уже не считается бедным и не может принимать цдаку и подарки при сборе урожая.
Мы видим общее правило: во времена Талмуда тот, у кого не было средств, чтобы обеспечить свое существование на год, считался бедным.
Однако в наше время ситуация изменилась. Во-первых, уровень жизни повысился и его невозможно измерять по критериям времен Талмуда. Поэтому двухсот зуз — даже в пересчете на нынешние деньги — недостаточно.
Во-вторых, сама идея оценивать, хватит ли у человека средств на год, подразумевает: если через год деньги закончатся, он сможет получить подарки для бедных от урожая следующего года. Кроме того во времена Талмуда система поддержки бедных была более организованной и систематизированной: существовали специальные фонды поддержки — как деньгами, так и едой. Поддерживать эти фонды являлось обязанностью жителей города.
В наше время поддержка бедняков не основана на подарках, отделяемых от урожая. Кроме того, существующие фонды поддержки являются добровольными и не могут обеспечить нужды всех неимущих.
Поэтому в наше время доход не рассчитывается на год, а бедным считается человек, у которого нет постоянного дохода, обеспечивающего его базовые нужды (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 253:2). Это могут быть капиталовложения, приносящие постоянные дивиденды, на которые можно жить, или стабильная работа с постоянным заработком. Если работа временная или нестабильная, человек тоже может получать цдаку. Стабильность работы может зависеть как от характера самой работы, так и от экономического положения в данное время, поэтому каждый случай необходимо рассматривать индивидуально.
Кроме того, даже человек, у которого есть постоянный доход, может столкнуться с непредвиденными расходами, которые не сможет покрыть, например, на лечение, свадьбу и т.п. В таком случае он также может принимать цдаку (Дэрех Эмуна[ii] 9:84).
К сожалению, на практике в наше время кассы взаимопомощи (купот цдака) не могут обеспечивать нужды всех бедных, поэтому им приходится обеспечивать в первую очередь наиболее нуждающихся.
С уважением, Яков Шуб
[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона (первое издание завершено в 5325 / 1565). Составлен раби Йосефом бар-Эфраим Каро (5248—5335 / 1488—1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим из законоучителей всех поколений.
[ii] «Дэрех Эмуна» — труд Рава Хаима Каневского, рассматривающий заповеди, которые предписано исполнять в Земле Израиля. Рав Хаим Каневский (1928-2022 / 5688-5782 Белоруссия, Эрец-Исраэль — Израиль) — мудрец Торы, духовный лидер нашего поколения и выдающийся законоучитель.
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Ашер Кушнир
Рав Зеев Гершензон
Чем ремесло лучше коммерции?
Виктория Фридман
Кого любит Б-г?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Рав Цви Патлас
Мудрецы назвали три главных качества еврейского народа: «байшаним, рахманим вэгомлей хасадим», то есть «скромные, милосердные и делящиеся всем, что имеют, безвозмездно».
Рав Натан Агрес
Мирьям Климовская
Рав Реувен Куклин
Если бы все играли в азартные игры, кто бы работал? А если бы все изучали Тору?..
Рав Моше Сытин
Когда начинается утро в Берлине?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его