Темы: Воспитание детей, Отношение к деньгам, Мировоззренческие вопросы, Дети, Виктория Фридман
Здравствуйте. По теме «Деньги» я прочла все статьи на этом сайте. Мы женаты 2 года, 3 года назад я забрала племянника на воспитание, мальчик называет нас родителями. Ему 8 лет, и вчера я услышала его разговор с моим отцом о деньгах: «И ты, и мама говорите, что нужно учиться и получать хорошее образование, чтобы иметь хорошую работу и зарабатывать достаточно денег. У мамы и папы хорошее образование, но мы живем как нищие! А от молитв нет толку — папа молится постоянно, но денег все равно нет! Папа говорит, что Б-г дает деньги, как хочет, что много денег бывает только у плохих людей, которые не нужны Б-гу для жизни в будущем мире, что бедным быть правильно. Тогда зачем учиться? Ведь если я буду хорошо зарабатывать, то я стану плохим для Б-га. Но мне не нравится жить бедно. Лучше иметь деньги и жить нормально». К тому же сегодня он спросил меня, что произойдет с моими родителями, людьми хорошими, добрыми, заботливыми, но несоблюдающими? Они очень стараются не обижать других, работают, помогают своим близким. И они весьма богатые люди. Мальчик сделал вывод, что Б-г их не любит! И добавил, что, наверное, папа что-то путает, ведь Б-г не может быть таким злым. Я в растерянности.
Шалом!
Спасибо Вам за Ваш вопрос.
Вы пишете, что Вы в растерянности. Что еще печальнее — Ваш племянник, как мы видим, тоже. И как ему не быть в растерянности, когда взрослые вокруг него, каждый на свой лад, нагружают его информацией, которая в его возрасте вообще ни к чему и с которой у них самих нет полной ясности.
Давайте посмотрим, что получается. Ваш отец и Вы объясняете ему, что образование нужно для того, чтобы впоследствии хорошо зарабатывать.
Папа говорит, что много денег бывает только у плохих людей.
У бабушки и дедушки довольно много денег.
Папа много молится и беден, несмотря на то, что его поведение угодно Б‑гу.
Бабушка и дедушка — хорошие люди, но несоблюдающие, так что Б‑г их любить никак не может, однако деньгами не обделил.
Все эти факты и утверждения не только что не согласуются между собой, а просто один другой исключают.
То есть все вместе, по-видимому, вполне нечаянно, погрузили ребенка в путаницу, которая оказалась путаницей и для вас самих.
Теперь надо как-то из этой путаницы выбираться.
Для этого первым делом придется разобраться в своих представлениях взрослым.
Бабушку и дедушку, я думаю, беспокоить не стоит. Папе же и маме следует кое-что уточнить. Кого и почему Всевышний любит, кому и зачем дарит благополучие, а кому и зачем — тяготы — это вопросы, на которые линейного ответа нет. Все эти ситуации индивидуальны, причинно-следственная связь в них простым человеческим глазом не просматривается. Как известно, все, что дано человеку в жизни: богатство и бедность, здоровье и болезнь, одаренность и слабые умственные возможности — школа для него, или, по-другому, рабочий инструмент. Разумеется, злодей Всевышнему противен, а праведник мил, но определяет это Всевышний, а не родственники и не соседи по лестничной клетке. И уж, конечно, никак не относятся к категории злодеев наши любимые бабушки и дедушки, оторванные от Торы не по своей воле.
Если у вас в семье — потому что Вы мужественно предоставили папе возможность заниматься Торой — возникли стесненные обстоятельства, проверьте себя еще раз: насколько это вам по плечу? Проявите здравый смысл, не доводите дело до крайности. Посоветуйтесь с раввином. Спросите у него, как понимать мысль, что бедность предпочтительна. И помните: и у хороших людей бывают деньги. Это не призыв изменить ситуацию, а материал к размышлению для взрослых.
А теперь — как внести ясность и покой в мысли малыша? Предлагаю варианты.
Первое. Папе и маме прекратить на какое-то (достаточно продолжительное) время разговоры о деньгах при ребенке. Это пока еще не его тема.
Второе. Ничего ему не говоря, постараться снять у ребенка ощущение, что вы «живете как нищие» (а для этого надо снять его у себя, заметьте!). Там, где его запросы не слишком обременительны для вашего бюджета, попробуйте хотя бы самые скромные из них какое-то время удовлетворять (ничего не акцентируя, легко, естественно, с улыбкой и поцелуем), чтобы потом, также без акцента, сказать в ответ на просьбу: «Боюсь, сегодня не получится». Какие-то мелкие подарки можно и по собственной инициативе делать, скажем, время от времени дарить самые дешевенькие, но занятные игры или игрушки. Ну, а если речь зайдет о сладостях, попробовать предложить яблоко и морковку как вещи явно более полезные (это я на всякий случай, наверное, это и так ясно).
Позаботиться о том, чтобы у него была удобная обувь и не слишком потрепанная одежда. Если у него и так это имеется заботами бабушки и дедушки, не акцентировать источник, но, безусловно, напоминать про «спасибо» (если есть необходимость напомнить). И постараться, чтобы при этом у вас на лице не было написано: «А вот нам это не по карману». Бабушки и дедушки всегда делают внукам подарки, и точка.
Третье. Убрать связь между образованием и грядущим благополучием. Дети, слава Б-гу, достаточно любознательны, чтобы приобретение знаний было для них самоценным процессом. Не акцентируйте идею «Знать полезно». Поверьте сами и дайте почувствовать малышу, что «Узнавать интересно». Мир существует не только для того, чтобы выжимать из него блага. Он действительно интересен и много говорит нам о своем Творце.
И последнее. Относительно того, кого любит и кого не любит Б‑г. Всех любит. А если кто плохо себя ведет, то Б‑г долго и терпеливо ждет, когда человек исправится.
Как видите, работа предстоит немаленькая. Но вы, как я понимаю, люди крепкие. Вы взяли на себя заботу о ребенке, на что не всякий способен. Я уверена: Всевышний позаботится о вас и поможет вам.
Желаю вам поддержки Свыше и успеха.
С уважением, Виктория Фридман
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский