Темы: Разум, Моше, Народы мира, Пророчество, Рамбам, Заповеди
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Если можно, вопрос к раву Даниэлю Маршальскому. Рамбам в своих трудах пишет о том, что из числа неевреев Грядущего мира удостоятся те, кто жил достойно не по собственному усмотрению, а потому, что так установил Всевышний. (Возможно, я не точно передаю эту мысль).
Вопрос: евреи получили Тору всем народом и передают ее широким фронтом, как вы говорили, а неевреи ничего не получали. На что должен полагаться (ссылаться) нееврей в своей вере? Откуда он может знать о существовании Творца и Его воли, если перед ним Он не открывался? Спасибо! Александр
Шалом, Александр!
Спасибо за Ваш вопрос. Он показывает, что Вы правильно понимаете труды Рамбама[i]: вопрос очень верный.
В своей книге «Морэ Нэвухим» Рамбам различает два вида мышления, присущие человеку.
Занимаясь наукой, мы не оцениваем факты словами «хорошо или плохо». Мы ведь не устанавливаем, что второй закон Ньютона («сила, действующая на объект, равна произведению массы этого объекта на его ускорение») — хороший или плохой, мы смотрим лишь, работает ли он. В вопросах этики, эстетики и т. д. мы используем слова «хорошо» и «красиво». На вкус и цвет товарищей нет, поэтому в этих вопросах мы оперируем не фактами, а общепринятыми стандартами.
То, что человек обладает правильным аналитическим мышлением, еще не говорит о том, что он ведёт себя в соответствии с общепринятыми нормами. Как, например, с точки зрения фактов, мы можем объяснить, почему надо уступать место пожилым людям в общественном транспорте? Как объяснить, почему нельзя обижать слабых и надо заботиться о нуждающихся? Ведь такого поведения мы не наблюдаем в природе: в мире животных слабые умирают. Моральные ценности относятся к общепринятым нормам.
То же самое, пишет Рамабам, относится и к заповедям Торы. Есть заповеди логичные и очевидные. Не нужно пророка, чтобы понять их правильность. Поэтому исполнять эти заповеди требуется от каждого, кого мы называем человеком. Это две первые заповеди на скрижалях Завета: есть Б-г и Он един. Для их принятия не требовалось посредничества Моше. Их народ принял сам, понимая их логичность. Ведь, согласно Рамбаму, каждый человек, который имеет глаза и изучает процессы, происходящие в мире, понимает: невозможно, чтобы за ними не стоял «Абсолютный Разум» или Б-г.
А вот другие заповеди — почитание родителей, запрет воровства, соблюдение субботы и т. д. — относятся к общепринятым нормам, которые евреи приняли у горы Синай. Там уже без посредничества Моше как пророка они не могли бы их принять: в них нет «логики». Ведь даже если человек принимает идею существования Б-га, почему он должен соблюдать субботу или уважать родителей?
Итак, вера в существование Творца и Его единство требуется от всех людей. Ведь это постижимо разумом, надо только «пошевелить мозгами». То, что существует цель, ради которой Всевышний создал мир, тоже логично. Ведь Тому, что мы определяем как «Абсолютный Разум», не свойственно совершать бессмысленные действия. Значит, мир был создан с определенным намерением и целью. К этим доводам все могут прийти «своим умом». Но каковы сами заповеди, чего именно Всевышний требует от нас? — В этих вопросах мы полагаемся на пророчество Моше, которое донесено до нас «широким фронтом».
С уважением, Даниэль Маршальский
[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Арье (Лев) Кацин
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его