Темы: Сотворение мира, Тора и наука, Истина, Бней Ноах, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. В своей обычной (светской) школе полюбопытствовал о мировоззрении сверстников. Хотя в таком возрасте о сформированности личности говорить ещё рано и, возможно, мудрее было бы не начинать этот разговор. Но должна же присутствовать какая-то основа. Я старался исходить из позиции еврейства и указать на эфемерность их взглядов, достучаться до них для их же блага, чтобы люди задумались о своём предназначении, отойдя от столь популярного сейчас легкомыслия. Попытался привести их к пониманию, что мы нуждаемся в духовном развитии. Но обнаружил, что им не очень всё это нужно, да и не то что порассуждать, но даже понять простые истины они не хотят.
Я утверждал, что теория большого взрыва — недееспособный довод. Мне отвечали: «Ты не можешь утверждать наверняка, что теория неправдивая, учёные-то неспроста взяли все эти формулы и вывели эту теорию». Я говорил, что теория эволюции недоказуема, но получил реакцию: «А зачем мне вообще знать (сущность бытия)? Почти бессмысленно пытаться узнать то, что мы не способны объективно познать. К тому же, человек волен выбирать всё, что хочет. Поэтому я могу заниматься какой-нибудь деятельностью и просто продолжать жить».
Как решить проблему того, что люди отрицают истину, не имеют побуждения её искать или игнорируют любые доводы иудаизма? Илья
Здравствуйте, Илья!
Еврейские идеи об истине и смысле бытия — это хорошо, но, похоже, Вы и сами понимаете: надо знать, кому, когда и как эти идеи предлагать. И во многих ситуациях, как Вы говорите, мудрее изначально не заводить с людьми некоторые разговоры.
Даже если бы их и стоило начинать, важно также помнить, что вовсе не всё, что говорят ученые, непременно противоречит религии. Та же теория Большого Взрыва на самом деле приводится многими раввинами в качестве доказательства, что Б-г должен существовать, и тут наука, желает она того или нет, приближается к религии: должно быть, Кто-то взорвал…
И, да, ученые произвели свои вычисления и вывели формулы не просто так, а на чем-то базируясь, поэтому невозможно их опровергнуть, не поняв до конца все их идеи и расчеты. Если бы их конечный вывод был очевидно абсурдным, еще можно было сказать, что нет толка в этих сложных вычислениях, если таков результат. Но по факту результат вовсе не обязательно абсурдный, поэтому надо подходить к подобным предметам с уважением.
Эволюция — действительно сложная и комплексная тема, и о ней тоже бессмысленно начинать серьезный разговор, не изучив ее как следует. В любом случае даже эта теория по идее необязательно идет вразрез с религией: ведь разве может эволюция — равно как и любой другой процесс — «произойти сама по себе»? Любые мутации и процессы должны быть вызваны каким-то фактором. Так что на самом деле идея эволюции ни малейшим образом не противоречит идее существования Б-га. Вопрос лишь в том, каким образом Он привел мир к его современному состоянию, какой вызвал процесс. Но это совсем другой вопрос.
Так или иначе, главный вопрос для нас сейчас — надо ли заводить с окружающими Вас людьми такие разговоры. Насколько я понимаю, речь идет об учащихся обычной московской школы. Как Вы сами отмечаете, «в таком возрасте о сформированности личности говорить ещё рано». Как и об определившихся философских воззрениях.
Старшеклассников волнует учеба, окончание школы и поступление в ВУЗ, получение профессии и определение своего направления и места в жизни. Для них это гораздо важнее, чем вопрос, верна ли на самом деле теория эволюции. Подобные вопросы для них — как, впрочем, и для большинства людей — слишком абстрактны и оторваны от жизни. Отсюда реакция: зачем мне вообще это знать? Так или иначе, «я могу заниматься какой-нибудь деятельностью». Вот это очень важно: главный вопрос для людей — не что там было в истории, а что я должен делать сейчас, чем заниматься? И если человек выражает такую мысль, это хорошо!
Ведь именно на это, на самом деле, делает основной упор иудаизм. В своей книге о евреях историк-филосемит Пол Джонсон отмечает такое отличие иудаизма от христианства: христиане спорят, в основном, о теориях, об устройстве «троицы», о том, что происходит на небесах. А евреи — о практике, о том, что делать на земле, как выполнять законы Торы. Не о том, каков Б-г (всё равно до конца не постигнем, а то и серьезно ошибемся), а о том, как должен поступать человек (в этом непосредственная польза ему и миру).
И даже о приходе Машиаха, одном из фундаментальных принципов нашей веры, Рамбам[1] пишет: Тора специально не пояснила точно, когда это будет, и из Пророков невозможно вывести это однозначно, потому что мы должны не слишком много думать о светлом будущем, а заниматься главным образом настоящим: освящать и совершенствовать мир, в котором находимся сегодня.
Поэтому основная часть Талмуда и его дискуссий посвящена конкретным законам Торы: как ее соблюдать? Что делать в этой жизни, здесь и сейчас?
Ведь человек — это, прежде всего, то, что он делает. Тот же Пол Джонсон отмечает: многие интеллектуалы, даже проповедовавшие благородные идеи справедливости и прав человека, любили, скорее, человечество вообще, но конкретных людей, окружавших их, часто не переносили и плохо с ними обращались. Конечно, рассуждать о духовности или свободе легче, чем встать и кому-то помочь или уступить в конфликте, или стерпеть раздражающие черты характера и привычки близких.
Более того, если речь об обычных московских школьниках, то, наверное, в большинстве своем они не евреи. Это так? Если да, то от них Б-г главным образом хочет соблюдения семи заповедей потомков Ноаха. А это по большому счету совпадает с тем, что теперь принято называть «общечеловеческими ценностями». «Не убий», причем не просто не убивать буквально, но и не клеветать и не выставлять на позор, в результате чего жертва «погибает в общем мнении». И вообще воздерживаться от нанесения любого «ранения»: не оскорблять, не уязвлять, не отравлять жизнь. «Не укради» — тоже не просто воздерживаться от банальной кражи, но и честно вести бизнес, соблюдать все его законы и правила, не заниматься взяточничеством. Установить систему правосудия — правовое государство, где главенствует закон и вершится справедливость.
То есть соблюдать заповеди потомков Ноаха — это, по факту, быть хорошим человеком.
А теперь попробуйте обратиться к тем же школьникам с вопросом: надо ли таким быть? Стараются ли они? Ответ практически всегда будет положительным, правильно? Ведь вне зависимости от господствующей в обществе религии или идеологии, в большинстве случаев человеку с детства прививаются такие идеи, как неприятие убийства, воровства, несправедливости, важность взаимопомощи, честности и т. д. Желание стать чище и добрее и «в беде не бросать друга никогда».
Ну, вот и хорошо, этого и хочет от них Б-г.
Есть, правда, также запрет идолопоклонства. Но и здесь есть вопрос веры и мировоззрений, а есть вопрос практики. Начало нашей религии положил Авраам, действительно противопоставив идею служения Единому Б-гу господствовавшему тогда идолопоклонству. Но к идее самого единства Б-га с тех пор мир во многом подготовили отколовшиеся от иудаизма христианство и ислам. Спросите школьников, что им представляется более верным: существование Единого Б-га или целого пантеона богов, которые цапаются между собой, как в «мыльной опере». Думаю, что ответят скорее первое.
Не все могут с готовностью согласиться, что Б-г существует. Но тут тоже не всё так просто. Например, один мой приятель, тоже из интеллигентной московской еврейской семьи выразил свое видение мира так: «Мы атеисты. То есть мы не верим, что где-то там сидит на облачке старичок с белой бородой. Но, конечно, всем этим миром управляет какая-то неведомая сила». Так что даже те, кто считает себя атеистом, на самом-то деле часто исповедуют иудаизм!
Это — что касается веры. Но есть и вопрос практики. Во времена Авраама люди не просто служили идолам, но и приносили им человеческие жертвы — именно против этого особенно страстно выступал Авраам (еще и поэтому повеление Б-га принести в жертву Ицхака стало для него таким страшным испытанием — казалось, ему предстояло поступить вопреки тому, чему он учил людей всю жизнь). Сегодня нам трудно понять тот соблазн идолопоклонства, зато легко понять соблазн идеологий, ради которых тоже могут приноситься человеческие жертвы. Тогда приносили собственных сыновей Молеху, а позже посылали их в какой-нибудь Афганистан погибать ради построения там коммунизма или демократии.
А Авраам учил о приближении к Единому Б-гу в центре — уравновешивании характера и модерации идей, отходе от всех подобных крайностей. О понимании, что Б-г требует не человеческих жертв, а, наоборот, любви и милосердия к людям, а если и строгости, то — к самому себе.
Поэтому, если окружающие Вас люди это понимают — а скорее всего, для них это простые истины, не требующие глубоких и сложных дискуссий, — то всё с ними в порядке и не надо слишком за них волноваться. Пускай учатся, находят свое занятие и место в жизни и стараются быть хорошими людьми — именно этого хочет от них Б-г.
С уважением, Меир Мучник
[1] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Создание животного мира
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Появление животных
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Ефим Свирский
Заповеди для всего человечества.
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
И был на всей земле один язык и слова одни
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его