Темы: Награда и наказание, Заповеди, Изучение Торы, Самосовершенствование, Любовь к Б-гу
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Спасибо, что вы есть и есть, кому задать такие вопросы!
За последний год я много начал делать хороших дел: десятина, избавился от зависимости от порно, взял в попечительство ребенка (14 лет), молюсь пару раз в день, с женой наладил отношения.
Анализируя себя, я понял, что основная причина этого — это желание получить вечную жизнь и вознаграждение в ней, и только на втором месте — это любовь к Б-гу и мое собственное желание делать это.
Просто, делая хорошие дела, я ожидаю получить награду в следующем мире. Правильно ли это? Нужно ли мне это изменить? N.
Здравствуйте, N.!
Вы на самом деле заслуживаете аплодисментов за все совершенные Вами правильные шаги. Каждое из описанных Вами действий — огромное усилие, которое дается далеко не всем — и далеко не все даже пытаются! Тем более — все эти действия вместе. Поэтому Б-га определенно это очень радует, и Он наградит Вас соответствующим образом. Тем более — если Вы продолжите в том же духе.
А что касается Вашего вопроса, на него напрямую отвечают мудрецы: человек в любом случае должен изучать Тору, даже если его помыслы не совсем чисты (ше-ло ли-шма, буквально: «не во имя нее самой»), ибо так он придет к изучению с чистыми помыслами (ли-шма, «во имя нее самой»). Идеально искренними в изучении Торы часто не рождаются, а становятся. Как? Начиная на более низком уровне и увлекаясь, и обретая бескорыстие в процессе. Поэтому изучение Торы с недостаточно искренними помыслами не только «терпимо», но нередко и является единственным путем, которым можно и прямо рекомендуется идти.
И так обстоит дело со всеми заповедями и правильными действиями, которые даются нелегко даже с не совсем чистыми помыслами. А уж куда там с чистыми… Как в любом деле, качество выполнения обычно повышается в результате практики. Поэтому правильный подход — совершать правильные действия на том уровне, где человек находится сейчас, и именно тогда есть шанс, что уровень по-настоящему повысится и аппетит придет во время еды.
Так что желание получить награду — вполне приемлемая мотивация для выполнения правильных действий, и мудрецы прямо советуют: так держать, а там уж человек придет и к чистым помыслам, и к любви к Б-гу.
Более того. Нам часто кажется, что «чистые помыслы», «любовь к Б-гу» — это нечто особо возвышенное, для святых праведников, а для нас, «нормальных» людей, это практически недостижимо и можно только мечтать. Но это необязательно так. Ведь что означает, например, изучать Тору «во имя нее самой»? Просто изучать ее потому, что она интересна, увлекательна, потому что учеба доставляет удовольствие. Это вполне по силам каждому из нас.
Вот и те добрые дела, в которых продвигаетесь Вы. Взяли в попечительство ребенка — ну разве у Вас совсем нет к нему искренней любви, желания обеспечить ему необходимую помощь и воспитание? Даже если и нет — появится! В соответствии с известным принципом рава Деслера[1]: лучший способ испытать истинную любовь к ближнему — «вкладывать» в него, делать ему добро. Потому что, когда вкладываешься в него, начинаешь видеть в нем самого себя. И, естественным образом, желать «себе» всего наилучшего.
Да, но это любовь к человеку. А к Б-гу?
На самом деле и здесь не так сложно: любовь к Б-гу означает идентификацию с Ним, взгляд на мир, на жизнь с точки зрения Того, Кого любишь. Желать, чтобы мир был таким, каким хочет его видеть Б-г. Хотеть, чтобы в нем не было зла и несправедливости, чтобы в нем торжествовало добро и любовь. И чтобы каждый созданный Б-гом человек получал то благо, которое ему необходимо.
Поэтому Ваша любовь к ребенку и желание сделать ему добро — это и есть любовь к Б-гу.
И любовь к жене, разумеется, тоже. Наладить с ней отношения, сделать так, чтобы она больше радовалась и меньше печалилась, — это ведь то, что хочет Б-г!
Более того, разве она сама по себе не красавица, не умница? Во всем мире мужчины любят женщин без особого указания от Б-га, а просто потому, что такие они, женщины — их есть за что любить! И даже если, как часто бывает, в повседневной жизни проявляются не только достоинства, но и недостатки, и притупляется изначальная влюбленность, — всё равно, как раз теперь время обращать внимание на то, что всё-таки она привлекательная, не зря ее полюбил и даже больше хорошего обнаружил по ходу жизни.
Попросту любить человека и стремиться как можно больше помогать ему, облегчать жизнь, приносить радость и оберегать от огорчений — это и есть то, что хочет Б-г, и любовь к Нему.
Так что Вам очень стоит продолжать идти по этому великому пути, многое у Вас уже реально от любви к Б-гу, а чем больше будете делать и чем дальше продвигаться, тем больше разовьется и эта любовь, и Вы достигнете очень высоких ступеней служения Ему.
Остается искренне пожелать Вам успехов во всем этом — и всего доброго ребенку и жене!
С уважением, Меир Мучник
[1] Раби Элияу-Элиэзер бар-Реувен-Дов Деслер (5651-5714 / 1891-1954; Белоруссия — США — Англия — Израиль) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения Мусар.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Барух Лехт
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Хана Лернер
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Ашер Кушнир
Я изучаю каббалу уже лет 5…
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
1-я заповедь — повеление верить в Б-га. Верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее.
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его