Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом, Ицхак!

Вы спрашиваете, может ли человек быть безгрешным. Полагаю, что да. Ведь каждому человеку дана свобода выбора. Каждый самостоятельно решает, как ему поступить — исполнить заповедь или совершить преступление. И если так, то вполне возможно, что найдется человек, который ни разу в жизни не грешил. Более того, именно этого и ждет от нас Творец — чтобы мы исполняли Его волю и не нарушали ее.

И действительно, в Талмуде (Шабат 55 б) приводятся имена четырех людей, которые ни разу в жизни не совершили даже малейшего проступка и умерли только «по наущению Змея», то есть вследствие греха, совершенного первым человеком. Вот эти имена: Биньямин — сын Яакова, Амрам — отец Моше, Ишай — отец Давида и Килав — сын Давида.

Но даже если человек оступился, он всегда сможет исправить свой проступок, совершить тшуву и снова стать праведником, ведь от ошибки никто не застрахован.

Адам, первый человек, творение рук Всевышнего, не выдержал испытания и (возможно, и из самых лучших намерений) и вкусил запретный для него плод.

О Ноахе сказано, что он «понравился очам Господа» (Берешит 6:8), «Ноах был человек праведный, непорочный в поколениях своих» (там же, стих 9). Выйдя из ковчега после Потопа, он тут же посадил виноградник, выбрав из всех возможных видов посадок именно этот. Напившись вина, Ноах засыпает, раскрывшись в своем шатре, что приводит к печальным последствиям как для него, так и для его сына Хама и потомства Хама.

Авраам — любимец Б-га, родоначальник еврейского народа. Придя по повелению Б-га из Харана в обещанную ему землю Кнаан, он тут же покидает ее, спасаясь от разразившегося там голода, и отправляется в Египет. В Египте Авраам, опасаясь за собственную жизнь, выдает жену, Сару, за свою сестру, и ее забирают в дом Фараона.

В своем комментарии к Пятикнижию Рамбан[i] пишет так: «Знай, что наш праотец Авраам допустил серьезную ошибку, когда из страха за свою жизнь поставил свою праведную жену в положение, которое могло привести ее к греху. А ему следовало уповать на Господа, на то, что Он спасет его и его жену, и всё его имущество, ведь есть у Б-га сила помочь и спасти. И уход из земли, обещанной ему, был для него проступком, ведь Б-г и в голоде спасет его от смерти. И за эти дела был вынесен приговор его потомству пребывать в египетском рабстве в руках Фараона».

О праматери Саре, жене Авраама, ему было сказано: «Всё, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее…» (Берешит 21:12), поскольку ее уровень пророчества был выше уровня Авраама. Увидев, что ее служанка Агар, став наложницей Авраама, теряет уважение к ней, Сара начинает притеснять Агар и вынуждает бежать из дома. И здесь пишет Рамбан: «Наша праматерь была неправа, притесняя ее, так же и Авраам — в том, что позволял ей (Агар) так поступать. И услышал Господь ее (Агар) мольбу, и дал ей сына (Ишмаэля), который будет человеком диким и (чьи дети) станут мучить потомков Авраама и Сары всеми видами мучений».

Кто больший праведник, чем Йосеф, сын Яакова?! Его так и называют — Йосеф а-цадик, Йосеф-праведник. И всё же мы видим, как в юности он своим неосторожным поведением вызвал ненависть братьев, которые в результате продали его в Египет. В Египте Йосеф подвергается домогательствам жены своего хозяина, Потифара, и, согласно одному из мнений, в конечном счете, решается пойти ей навстречу — и убегает только в самый последний момент, увидев в окне лицо своего отца, явившееся ему чудесным образом. Оказавшись в тюрьме, он позволил себе унизиться перед главным виночерпием, умоляя, чтобы тот замолвил о нем слово перед Фараоном. Впрочем — без всякого результата.

Моше Рабейну, наш учитель Моше, о котором Сам Всевышний свидетельствует: «доверенный он во всём доме Моем» (Бемидбар 12:7), не раз и не два ошибается и не боится признать ошибку.

Царь Давид не раз ошибается, и Талмуд (Санхедрин 107 б) сообщает: из-за его поступка с Бат-Шевой его до самой смерти считали грешником. Только после смерти царя Давида во время освящения Храма, построенного его сыном Шломо (Соломоном), храмовые ворота сомкнулись и не желали открываться, пока царь Шломо не произнес (Тэилим 132:10): «Ради Давида, раба твоего, не отвергай лица помазанника твоего!» Лишь тогда люди поняли, каким праведником был Давид, несмотря на все свои ошибки.

Иными словами, мы видим, что и великие люди могли ошибаться — и эти ошибки вовсе не умаляют их величия. Наверное, можно даже утверждать, что не было на свете такого человека, который ни разу не ошибся, и, может быть, об этом сказал царь Шломо в мудрости своей (Коэлет 7:20): «Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы (только) благо и не погрешил бы»…

Конечно же, мы должны понимать, что их ошибки — это не наши ошибки и всё, что делали эти люди, они делали ради Творца. И, всё же, и для себя мы можем вынести урок. Пусть наши ошибки не удручают нас и не мешают нам продолжать стремиться к совершенству. Ведь нет такого человека, который бы не ошибался!

С уважением, Арье Гальчук

 

[i] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

 

Материалы по теме


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше