Темы: Археология, Награда и наказание, Предназначение, Свобода выбора, Атеизм, Вера, Истинность Торы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныХотел бы поделиться своим внутренним конфликтом. Я еврей, сделавший не так давно алию в Израиль. Однако уже год как меня беспокоит внутреннее противоречие. Оно периодами усиливается, а иногда сходит на нет. Может, у вас есть хороший совет.
Суть вопроса в том, что, с одной стороны, мне бы хотелось быть ближе к соблюдению Торы потому, что в этом есть некий хороший результат для человека, а именно — с точки зрения поведения человека и его отношения к жене, детям. В этом есть много чего очень правильного и поучительного, и с такими вещами я бы хотел быть больше связан. Некая моральность и душевность меня привлекает. Вижу, что религиозные люди более правильны в отношении семьи и других людей. Именно тут, на мой взгляд, действительно есть что-то Б-жественное.
Однако, с другой стороны, мне очень сложно принять религиозность и соблюдение потому, что тогда я не смогу быть искренним перед самим собой. А именно — мне очень сложно поверить в то, что мир действительно создан Б-гом за 6 дней, что миру 5781 год, что были говорящие змей и ослица, что был Великий потоп, что люди жили по 900 лет, что были великаны, что Б-г разделил языки, когда люди строили башню. И много чего подобного.
Мне не просто сложно во всё это верить, мне это даже кажется антиразумным, особенно, когда узнаю об археологических находках в Израиле, которые вообще шокируют. Например, надписи из Кунтиллет-Аджруд (Kuntillet Ajrud), из которых явствует, что в 10 веке у Б-га Я..ве была ещё и жена Ашера. И т. п.
Иными словами, если я честен перед собой, я не могу верить, но в то же время я не могу быть и атеистом, потому что чувствую, что Б-г есть. В итоге я нахожусь между двумя крайностями, как между небом и землёй, когда мораль и духовность — очевидно важные вещи, которые есть у соблюдающих Тору, но у них же и нет объективного знания, которое есть у светских людей. Но у светских проблема с моральностью.
Ведь если я себя честно спрашиваю: истина — то, что написано в Торе, или то, что общеизвестно? — то, к моему внутреннему сожалению, я признаю истину за реальностью. В итоге я просто не могу честно верить.
Вот такая дилемма, которая делит мой внутренний мир на две части. Спасибо за то, что выслушали мою шараду. Надеюсь быть правильно понятым, и извините, если вас задел. N. Хайфа.
Здравствуйте, N.!
Ваша дилемма весьма понятна. По крайней мере, тому, кто знает, что такое вырасти в мире, где авторитет науки велик, а авторитет религии часто под вопросом. Тем более — в той части мира, где последний век господствовал атеизм и враждебное отношение к религии, причем в этом и государство, и интеллигенция были едины и разделяли тот взгляд на религиозных людей, что выражен в книгах Ильфа и Петрова.
В то же время Вы хорошо определили варианты выбора. Перед нами два совершенно разных вопроса: первый: как правильно жить? Второй: что случилось в истории?
В идеале, конечно, было бы неплохо и правильно жить, и точно знать, что и когда случилось. Но всё-таки — что важнее? Ответ, думается, очевиден.
В Торе есть некоторые утверждения о том, что было. А также о том, что будет — например, о приходе Машиаха, — но Рамбам[i] ясно пишет: не следует слишком много об этом думать и вычислять, когда и как именно это произойдет. Ибо главное — не что будет потом, а что мы должны делать сейчас. Как жить. Это же справедливо и в отношении сообщений Торы о том, что было: у нас принято подчеркивать, что Тора — не справочник по истории. Многие моменты вообще не следует понимать буквально, это может быть символом или аллегорией, а главное в них — уроки жизни.
И основу нашей вере положил Авраам, не прочитав какие-то исторические источники — тогда ни Торы, ни научных книг не было, — а наблюдая окружающий его мир, увидев обыкновенные восход и закат солнца. Взглянув на этот мир с его «законами природы» свежим взглядом, он увидел за всем этим Творца. И — установил с Ним близкую, личную связь, и постиг Его принципы, по которым нам следует жить.
Именно в этом суть нашей религии. Мы, потомки Авраама, верим в Б-га потому, что видим Его в нашем мире сейчас, а также осознаем правильность жизни по Его принципам.
При этом вполне могут существовать какие-то утверждения или факты, которые, по крайней мере, на первый взгляд, кажутся странными, в которые трудно поверить. Ибо наша «вера» на самом деле — «убеждение» или, выражаясь современным языком, идеология.
Ведь даже атеист мог в свое время сказать: я верю в коммунизм. А сегодняшний атеист может сказать: я верю в либерализм. Или в свободный рынок. В его, свободного рынка, «невидимую руку». Которую он, надо полагать, никогда не видел. Откуда же знает, что она существует?
К своим убеждениям человек обычно приходит путем опыта и размышлений. Он наблюдал жизнь, испытывал многое на себе, думал о том, что видел и ощущал, пытался всё осмыслить и объяснить — и пришел к такому мнению.
Всё, что происходит в мире, полностью соответствует его теории? Обычно нет. Тот же свободный рынок всегда идеально срабатывает? Нет, он периодически дает сбои, проходит через экономические кризисы, да и в периоды подъема остаются бедные и неудачники. Демократия, в которую сегодня столь многие верят, всегда идеально работает? Нет, во многих незападных странах при попытке ее введения получилось не как лучше, а как всегда (если не хуже), да и на самом Западе она далеко не всегда срабатывает так, как считают «лучше» ее же приверженцы. (Спросите, например, одну половину американцев о результатах последних президентских выборов в их стране, а другую половину — о результатах предыдущих выборов). Но они продолжают верить в эти идеи. Хотя твердых доказательств нет, вопросы и сомнения остаются. Есть только общий опыт; факт, что главная экономическая и политическая альтернатива 20 века потерпела крах.
В каждой стране есть свои «левые» и «правые», «либералы» и «консерваторы», и каждый из них считает, что факты и опыт на их стороне. Что на все их вопросы к оппонентам у тех нет ответов, зато на все вопросы оппонентов у них ответы есть. А если где и нет, то и неважно, всё равно мы знаем, что правы.
Почему? Разве их не смущают факты, вроде бы не вписывающиеся в их видение мира? Разве их веру не подрывает наличие иных мнений?
Нет. Потому что всё это не перевешивает их собственные наблюдения и размышления, на основе которых они пришли к своему мнению. Потому что в том мире, каким они его видят, эти идеи в целом сработали, критическая масса наблюдений и фактов на их стороне. И/или потому, что логика в их глазах настолько убедительна, что ее не отменяют иные аргументы. А противоречащие ей факты — должно быть, исключения. А что у других людей иное мнение — так те люди не понимают, они не «видели» то, что «видели» мы. И если они пытаются нас переубедить, мы должны не забывать о той логике и тех фактах, которые указывают на нашу правоту и которые, как мы считаем, в конечном итоге перевешивают. Мы должны знать, что им ответить.
Такой должна быть и наша «вера». Если мы верим в Б-га только потому, что нам кто-то так сказал и запретил сомневаться, то такая вера твердой не будет и долго не продержится. Если же мы исповедуем идеологию иудаизма и пришли к убеждению о существовании Б-га на основе наблюдений и размышлений, если таково наше искреннее мнение, то его уже так просто не поколеблешь.
Именно так пришел к вере в Б-га Авраам. Он не перенял ее у отца — ведь тот был идолопоклонником. Нет, он сам наблюдал мир, задумывался о нем и пришел к глубокому убеждению, что должен у такого мира быть Хозяин. И был готов к тому, что за его убеждения его бросят в огонь.
И, несмотря на всё различие между уровнем Авраама и нашим собственным, его логика остается в силе и, на самом деле, доступна каждому. Так, например, выразил свое видение мира один мой приятель, тоже из интеллигентной московской еврейской семьи: «Мы атеисты. То есть мы не верим, что где-то там сидит на облачке старичок с белой бородой. Но, конечно, всем этим миром управляет какая-то неведомая сила».
Что ж, если так определять, то и Авраам был «атеистом», и, например, я тоже им остался. Люди боятся слов «религия», «Б-г», потому что думают, что это нечто «старомодное», «средневековое», «темное». А это простая логика, к которой может самостоятельно прийти интеллигентный еврей 21-го века.
А вот что пишет еще один интеллигентный еврей, известный писатель и диссидент Владимир Войнович: «Сам я если был атеистом, то только в детстве. Разумеется, я, как всякий мыслящий человек, задумывался о тайне нашего существования и при нынешнем своем понимании мира верю только в его непостижимость… Не верю в Его милосердие, потому что жизнь по своей сути очень жестока: все пожирают всех, а земные страдания живых существ и особенно людей, часто безгрешных, бывают слишком несправедливы и невыносимы… Но, конечно, представить себе, что весь мир, такой разнообразный и разноцветный, сложился сам по себе, невозможно».
Таким образом, самый известный и больной вопрос к религии — о существовании зла — не отменяет неумолимой логики: не мог такой разнообразный мир сложиться сам по себе. Можно спрашивать, почему Б-г так делает, но это не имеет отношения к вопросу, существует ли Он.
На какой бы аспект мироздания мы ни посмотрели, всё указывает на существование Творца.
Изучая природу, видим чудеса строения человеческого тела. Богатую и разнообразную флору и фауну, причем каждый вид помещен в подходящую для него среду и наделен органами и инстинктами, позволяющими ему выжить и обеспечить все свои нужды. Известно, как точно сбалансированы экосистемы.
Кто всё это сделал? «Мать-природа»? Кто же эта восхитительная дама? Где она живет? Где ее мозги, которые всё это придумали? Кто-нибудь видел?
Изучая астрономию, видим не только невероятные масштабы вселенной, но и точное местоположение Земли — не слишком далеко от Солнца, не слишком близко, — благодаря которому на ней возможна жизнь. Кто запустил Землю именно на такую орбиту? Большой взрыв? Весьма точно взорвалось, надо отметить. Да и почему взорвалось? Само по себе взяло и взорвалось? Или, может быть, Кто-то взорвал — именно так, как надо?
В современном мире многие привыкли считать, что наука и религия противоречат друг другу, что открытия науки делают религию ненужной. Мол, это примитивные люди прошлого думали, что гром и молния — деяния Б-га, а теперь любой школьник может объяснить, что это электричество. (Так было написано в одной книжке, которую читал в детстве). Вот только само электричество — откуда взялось и почему работает именно так? Когда еще один московский интеллигентный еврей, учитель физики в моей школе, преподал нам закон гравитации, кто-то спросил: но почему этот закон именно такой, почему именно такая формула? Учитель ответил: потому что так Б-г создал мир…
Кто-то считает, что Б-га делает ненужным теория эволюции? Позвольте, даже если принять на веру эту теорию (о чем другой разговор), разве может эволюция — равно как и любой другой процесс — произойти сама по себе? Любые мутации и процессы должны быть вызваны чем-то. Так что на самом деле идея эволюции ни малейшим образом не противоречит идее существования Б-га. Вопрос всего лишь в том, каким образом Он привел мир к его современному состоянию, какой вызвал процесс. Но это совсем другой вопрос. А так — практически все научные открытия свидетельствуют вовсе не о «ненужности» религии, а наоборот, о величии Того, Кто создал всю эту грандиозную систему.
Наконец, изучая историю, видим, как все, казалось бы, разрозненные события и решения разных людей составляют в совокупности единый «исторический процесс», в котором можно четко выделить разные исторические эпохи. Каждый человек и каждая историческая личность вроде бы играет свою, независимую партию, но в целом явно получается единая симфония, которой Кто-то дирижирует. Или этот «исторический процесс» сам «пошел»?
Среди прочего, видим, как в нем играют роль определенные «действующие лица», такие, как Запад и Восток. Как их характеры и действия соответствуют тому, что Тора и мудрецы говорят, соответственно, об Эйсаве и Ишмаэле. Как вся история последних тысячелетий представляет собой их взаимодействие и борьбу.
Или — видим борьбу между странами и великими державами внутри самого Запада или Востока, казалось бы, бессмысленную и основанную на простом недопонимании. Видим, как одни идеологии и ценности, владевшие умами, поразительным образом меняются на противоположные. Многие события и мировые тенденции только принципами Торы подчас и объяснишь. Выведенными из, казалось бы, просто рассказов из жизни праотцев и их родственников.
Наконец, видим, как в этих джунглях, среди вечно грызущихся волков и тигров, каким-то образом выжила овечка — еврейский народ. И не просто выжила, но и оказывает «непропорциональное влияние» на весь мир. Видим, как она остается в центре событий и как ее религия является центральным стволом, от которого отошли другие ветви — они этого и не отрицают. Как в ее Торе заложены основные принципы и ценности, по которым живет весь мир: для одних они «иудео-христианские», для других, если бы честно признали, «иудео-мусульманские». Видим, как в самом еврейском народе заложены элементы Запада и Востока, как он связан со всем миром и в то же время уникален сам по себе.
Да и в жизни каждого человека часто можно разглядеть, как его ведет Чья-то рука. Вот так всё «получилось» — а когда что-то не получилось, потом часто оказывалось, что к лучшему. Что этот вынужденный съезд с шоссе в конечном итоге привел на другое шоссе, более подходящее. Это известно и людям нерелигиозным, и не принадлежащим к еврейскому народу.
Нет, это «судьба»! Она так «решила». Как, еще одна могущественная дама? А она где живет? Впрочем, ладно, пусть будет «Судьба», если так не нравится слово «Б-г»…
Всё это, как и многое другое, приводит нас к убеждению, что существует Б-г, а также что еврейский народ является Его избранным. А значит — что истинна дарованная ему Б-гом Тора.
Нет, всё это не стопроцентные «доказательства» — но если бы они были таковыми, вера превратилась бы в знание, а это на самом деле не обязательно полезно.
Ведь полное «научное», «математическое» доказательство существования Б-га и истинности Торы во многом лишило бы нас свободы выбора. Если точно известно, что Б-г есть и что все слова Торы — истина, то за выполнение заповедей нас точно ждет награда, а за нарушение — наказание. И тогда мы станем выполнять заповеди не столько от чистого сердца, сколько из жадности и страха — из желания получить награду и боязни наказания. А Б-г хочет, чтобы мы служили Ему, делали в жизни добро и воздерживались от зла искренне, потому что это хорошо, а не потому, что нам заплатят. Поэтому полное и неопровержимое доказательство истинности Торы не пошло бы нам на пользу.
И потому описанные в ней события, с точки зрения профессиональных историков, окутаны туманом, и неясно, что тогда было на самом деле. И судить об истинности Торы и существовании Б-га нам дано лишь по косвенным признакам. Которые, как сказано, весьма красноречивы.
Так что наличие утверждений и фактов, которые, на первый взгляд, трудно принять, вовсе не признак того, что с верой непременно что-то не так.
Особенно — если говорить об утверждениях, касающихся истории. Ведь как раз в современном мире историческая наука представляет собой достаточно удручающую картину. Прямо сегодня в разных странах и обществах историю без тени смущения переписывают, а то и сочиняют, чтобы подогнать под ту или иную идеологическую догму, доказать правоту одной страны или политической силы в споре с другой. Казалось бы, существуют простые общепризнанные факты. Но нет, их можно отрицать и объявлять пропагандой противоположной стороны в информационной войне.
Можно долго спорить по каждому вопросу, а доказать что-либо стопроцентно трудно, потому что — такое дело история: только тот, кто пережил события лично, знает точно, что именно произошло. Остальные же узнали от других — и поверили им. Потому что разумнее предположить, что Наполеон действительно существовал, хоть я никогда его и не видел, чем подозревать, что вся существующая в мире информация о нем — продукт чьей-то выдумки. Но кто очень не хочет, тот может предпочесть не верить. Вот и имеем отрицание Холокоста и «войны памяти» по поводу других аспектов той войны, и теории заговора относительно высадки американцев на Луну и даже событий, происходящих в наше время.
Так что история в любом случае — дело темное, и трудно тут докопаться до исчерпывающей и объективной информации.
Зато тем временем можно обрести близкие отношения с Б-гом и организовать правильным образом свою жизнь. Постичь, как надо себя вести, как относиться к семье, к жене и к детям — и жить по этим принципам на практике. Действительно, современный мир в этом плане представляет не слишком привлекательную модель, либо — не соблюдая на практике то, что признает правильным в теории, либо — даже в теории подавшись в откровенный маразм.
Так что поблагодарим Б-га за то, что дал нам Тору и указал правильный путь, и постараемся, как сможем, ему следовать.
С уважением, Меир Мучник
[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Лоренс Келеман,
из цикла «Возможность поверить»
Из трех возможных отношений человека к Б-гу — веры, агностицизма и атеизма — только первые два выдерживают критику с точки зрения разума. Третье же приживается только в тех людях, которые не понимают или не стремятся понять, что такое атеизм
Рав Пинхас Шнайдер
Археологические данные подтверждают еврейскую традицию
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Реувен Куклин
«А вы что думали, законы Творения – это игра в кубики?»
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?