Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что поможет мне стать хорошим врачом и не только?..

Темы: Эмоции, Предназначение, Психология, Медицина, Помощь, Искусство

Отложить Отложено

Здравствуйте. В этом году я заканчиваю медицинский университет и начинаю стажировку в больнице. Всегда замечаю, что в иудаизме есть особенный взгляд даже на повседневные вещи. Скажите, что с точки зрения иудаизма может помочь мне стать хорошим врачом. N.

 

Отвечает рав Яков Шуб

Здравствуйте, N.

Большое спасибо, что обратились к нам. В Торе и Талмуде рассматриваются разные аспекты работы врача. Но давайте попробуем сфокусироваться на одном из них.

В Торе (глава Мишпатим) сказано, что человек, который нанес телесные повреждения другому, должен выплатить пять различных компенсаций, одна из которых — оплата расходов пострадавшего на лечение: «Если ссорятся люди и один человек ударит другого камнем или кулаком, и тот не умрет, а сляжет в постель, То, если он встанет и будет ходить по улице на костыле своем, то ударивший не будет повинен (смерти), только пусть заплатит за остановку в его работе и совершенно вылечит его» (Шмот 21:18-19).

Талмуд (Бава Кама 85а) делает отсюда вывод, что врачу дано право лечить больных. Шулхан Арух[i] (Йорэ Дэа 336:1) приводит этот закон и говорит, что лечить людей означает — выполнять заповедь спасения человеческой жизни и тот, кто может вылечить другого, но не делает этого, — как будто проливает кровь.

Далее автор Шулхан Аруха делает интересное замечание, основанное на Иерусалимском Талмуде (трактат Нэдарим): врач обязан лечить больного, даже если есть другой человек, который может исцелить его, поскольку человек не может быть успешно вылечен любым врачом.

Это замечание можно понять по-простому: не все врачи равны — у них профильная подготовка в разных областях. Кроме того, жизненный и врачебный опыт разных врачей заставляет их формулировать диагноз по-разному, и это может оказаться решающим фактором для спасения жизни пациента.

Сегодня это выглядит вполне логично, и принято обращаться за вторым или третьим медицинским заключением, потому что у каждого врача — свой подход к лечению. Таким образом, врач обязан лечить пациента и не может освободить себя от этой обязанности, даже если у пациента есть возможность обратиться к другому врачу.

Однако вернемся к замечанию Шулхан Аруха о том, что человек не может быть успешно вылечен каждым специалистом. Это напоминает другую ситуацию, о которой говорится в Талмуде (Макот 10а): ученик ешивы, совершивший непреднамеренное убийство, должен укрыться в городе-убежище. Талмуд говорит: учитель обязан последовать за своим учеником в город-убежище и продолжать преподавать ему там, если нет других учеников, которые не смогут учиться без учителя.

Один из комментаторов Талмуда, Ритва[ii], говорит, что этот закон действителен, даже если в городе-убежище есть ешива, и объясняет это тем, что человек не может успешно учиться у любого учителя.

Это также можно понять по-простому: может быть, в ешиве города-убежища изучают тему, которая не подходит данному ученику, или стиль преподавания значительно отличается от того, к которому он привык.

Однако, возможно, существует и более глубокое объяснение. Иногда связь ученика с учителем основывается не только на простой передаче информации. Зачастую учебный процесс включает в себя гораздо больше и ученик учится многому из самой манеры преподавания и поведения учителя. Иными словами, кроме формальной передачи информации, существует эмоциональная связь, которая является неотъемлемой частью обучения.

На основании этого мы сможем по-другому взглянуть и на упомянутое замечание Шулхан Аруха — о том, что человек не может быть успешно вылечен каждым врачом. Возможно, дело не только в том, какими знаниями обладает врач.

Разные врачи могут назначить одну и ту же процедуру или выписать одно и то же лекарство. В чем же различие? В том, как они относятся к пациенту. Когда врач видит не просто еще одного пациента, а человека, страдающего каким-то недугом, и стремится ему максимально помочь, между ними возникает особая эмоциональная связь. Иногда теплое отношение и заинтересованность врача могут оказаться решающим фактором в процессе лечения.

На практике это действительно так. Моя жена работает в районной поликлинике, она рассказывает: многие пациенты заранее звонят и узнают, кто из медсестер работает в этот день, потому что они хотят даже такие стандартные процедуры, как анализ крови или кардиограмма, делать у сестер, с которыми знакомы и которым доверяют.

Интересно, что это отражено даже в современной формулировке клятвы Гиппократа, которую приносят в американских университетах: «Я буду помнить, что медицина — это не только наука, но и искусство, и что тепло, симпатия и понимание могут быть более эффективны, чем хирургический нож или аптечное лекарство».

На самом деле это актуально не только для врачей, но и для каждого из нас. Многие из нас общаются по работе с другими людьми, есть стандартные операции, которые мы выполняем по отношению к другим. Но иногда деловое формальное общение не дает положительных результатов, а тепло, забота и желание понять другого делают профессионально общение гораздо более эффективным.

Это также касается и отношений в семье: невозможно быть «формальным» супругом или родителем, не заботиться об эмоциональном аспекте отношений. Иногда царапину на коленке ребенка требуется всего лишь заклеить пластырем. Но проявление сочувствия, теплое слово и объятие помогут в этой ситуации выполнить родительскую задачу действительно эффективно.

С уважением, Яков Шуб

 

[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом Каро (Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль) в 16 веке.

[ii] Раби Йом-Тов бар-Авраам а-Севили (Ритва; 5010-5090 /1250-1330, Испания) — духовный лидер своего поколения, один из наиболее выдающихся исследователей Талмуда.

 

Материалы по теме


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше