Темы: Йецер аРа, Первородный грех, Берешит, Бенцион Зильбер, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин!
Однажды мне довелось услышать, что описанную в третьей главе книги Бытия историю о древе познания следует понимать не строго буквально, а иносказательно. Говорилось, что в обиходе древних иудеев \"вкусить запретный плод\" означает сексуальную связь, а \"не знать добра и зла\" означает детский возраст, невиннность, когда человек ещё ничего не знает.
Вопрос мой таков: как понимать историю о древе познания и какой она содержит смысл?
Заранее благодарен.
Леонид Самсонов, Москва
Уважаемый Леонид!
Определённо это не так. «Вкусить запретный плод» надо понимать буквально — откусить от плода определённого дерева. Вопрос другой — в чём была сущность этого нарушения, что произошло, что изменилось? Маймонида спросили: «Как это, за нарушение получить большой подарок — повысить своё знание?».
Рав Хаим из Воложина в своей книге «Нефеш а-хаим» объясняет это так: конечно, у Адама был выбор. Ведь человек был создан, прежде всего, ради наделения его свободой выбора. Мы даже видим, что он не выдержал испытания и откусил от запретного плода, т.е. осуществил свой выбор. Но что был за выбор? Это был выбор самой возможности совершить что-то запретное. Он сам был в другой зоне — полностью чистой и благородной. Но у него была возможность войти в зону греха, как человек может протянуть свою руку в огонь. Адам думал: как я могу выполнить желание Б-га? Вот если я войду в область запретного и у меня будет более широкий выбор, тогда я смогу выполнить Его желание.
С другой стороны, запретное, недоступное — интересно, привлекательно, любопытно. Но Адам и не представлял себе, в какую темноту он введёт себя и весь мир. Зло вошло внутрь него самого, зло перемешалось с добром и в нём самом, и во всём мире, и очень трудно разобраться, где добро, а где зло. Уровень выбора стал совсем другим. Раньше зло шло извне — Змей пришёл к человеку и стал его уговаривать преступить запрет.
Сейчас зло находится внутри каждого из нас — йецер а-ра («дурное стремление»), и человек ощущает: «Мне хочется» и т.д. Страсти человека усилились, в том числе и половая, и поэтому стало нехорошо быть неодетым. До этого, когда всё было совершенно естественно, не было необходимости покрывать тело. Это очень кратко о том, что произошло с Адамом и со всем миром в результате того, что Адам вкусил от запрещённого плода Древа познания.
С уважением,
Бен-Цион Зильбер
Читайте:
Тора онлайн
Тема Ад и Рай
Тема Адам и Ева
Тема Что такое Первородный грех?
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Натан Агрес
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Журнал «Мир Торы»
Грех первого человека — одно из самых грандиозных событий в истории человечества
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Эльяким Залкинд
Почему Яаков побоялся подниматься по лестнице?
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Леви Гдалевич
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»