Темы: Награда и наказание, Свобода выбора, Заповеди, Изучение Торы, Здоровье
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, вопрос даже скорее из области медицины. Немало религиозных евреев носят очки, потому что много читают, так же — светские учителя, профессора, впрочем, почти все учёные мужи. Как можно объяснить факт того, что чтение книг способствует ухудшению зрения? Ведь, казалось бы, книги полезная вещь, тем более — Священные. N.
Здравствуйте, N.!
Если честно, не уверен, что зрение ухудшается именно благодаря чтению. На Западе вообще очки носят в наше время чуть ли не большинство людей, даже те, кого не назовешь особенно ученым. Многие уже с детства, другие с подросткового возраста. И это воспринимается не как «слабость», а как норма.
Согласно одному исследованию, близорукость широко распространилась именно в последнюю эпоху — в развитых азиатских странах до 90% людей носят очки, тогда как в предыдущих поколениях почти никто в них не нуждался. И хотя велик соблазн связать это с распространением грамотности, более детальные исследования не подтвердили прямую зависимость от чтения. Да и если посмотреть на портреты ученых и раввинов прошлого, не многие будут в очках (их изобрели в средневековье, но изначально только для дальнозорких!).
И многие ученые склонились к предположению, что на остроте зрения негативно сказывается в первую очередь долговременное пребывание в закрытых помещениях. Исследования, проведенные в Европе, Австралии и Азии, раз за разом указывали на то, что люди, часто бывающие на открытом воздухе, гораздо меньше склонны к близорукости, чем домоседы.
А ведь именно это является одним из главных отличий современности от былых времен. В прошлом большинство людей трудились на полях или охотились (или рыбачили). И даже знать не отсиживалась в своих дворцах и усадьбах, любила прогулки и охоту, да и часто воевала — тоже на воздухе.
Теперь же аграрное общество уступило место индустриальному и большинство людей трудится в помещениях: в офисах или на заводах. Да и те, кто находится в поле — будь то поле пшеницы или поле боя, — часто при этом сидят в машинах и глядят в мониторы. И досуг тоже всё больше людей проводит за экраном. (Разумеется, ковид с его локдаунами только усилил эту тенденцию.)
Почему пребывание на открытом воздухе полезнее для зрения? Высказывают предположение, что дело в солнечном свете, который ярче искусственного и в целом благотворно воздействует на глаза, а также — что на улице глаза больше натренированы фокусироваться на отдаленных предметах, а в помещении смотрят на ближние объекты. Так или иначе, это уже действительно вопрос скорее для науки и медицины.
Тем не менее, здесь Ваш вопрос актуален, можно его даже заострить: по словам мудрецов (Санхедрин 26 б), «Тора обессиливает человека». Необязательно даже зрение, а вообще его тело. В жизни всё-таки не каждый мудрец Торы непременно физически хил и изможден, но и необязательно здоровый богатырь. Почему же выполнение заповеди первостепенной важности — заповеди изучения Торы — не способствует улучшению состояния тела?
Среди прочего, потому, что иначе могли бы возникнуть сомнения в искренности нашей приверженности Торе. А именно: песня «закаляйся, если хочешь быть здоров» превратилась бы в «учи Тору, если хочешь быть здоров». А учить Тору надо не потому, что хочешь быть здоров, а потому, что хочешь учить ее саму. Потому что хочешь выполнить самую важную заповедь, служить Б-гу, познавать Его и приближаться к Нему. То есть, как у нас выражаются, Тору надо учить ли-шма — «во имя ее самой», а не ради каких-то побочных выгод.
И действительно: об искренности человека в любом деле, среди прочего, свидетельствует цена, которую он готов заплатить за участие в нем, за его успех. Более того, сказано (Бемидбар 19:14): «Вот Тора (т. е. учение): если человек умрет в шатре…». И мудрецы толкуют: Тора усваивается только человеком, который готов умереть ради нее (в «шатрах», где ее изучают). Именно готовность пожертвовать многим ради изучения Торы доказывает, что человек любит ее — и заслуживает того, чтобы усвоить ее и получить за ее изучение награду.
Похожий вопрос можно задать о любом аспекте благосостояния человека: почему изучение Торы не дает автоматически богатства, славы и т. д.? А по тем же причинам: иначе велик был бы соблазн только ради этого и изучать Тору.
А также, если бы ее изучение непременно приносило все эти блага, это в определенной степени лишало бы нас свободы выбора: было бы очевидно, что Тора дана Б-гом. Который, значит, существует. А раз так, конечно, надо соблюдать все Его заповеди и воздерживаться от нарушений. Не потому, что я считаю это правильным и люблю Б-га, а потому, что Он показал мне медный грош (а, значит, и нож имеет на случай неповиновения).
А Б-г хочет, чтобы мы изучали Тору и выполняли заповеди по своему выбору и желанию, имея возможность сделать и иной выбор. А это возможно только в том случае, если в нашем мире не будет видимых различий между двумя путями: и так, и так жизнь человека может пойти по-всякому. Только тогда выбор будет по-настоящему в том, служить Б-гу или нет.
Дай Б-г нам всем сделать правильный выбор вне зависимости от ситуации.
С уважением, Меир Мучник
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его