Темы: Деньги, Душа, Идолопоклонство, Молитва, Шма Исраэль
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Помогите, пожалуйста, понять, почему во второй части молитвы Шма содержится предупреждение о служении «божествам» после того, как Всевышний даст человеку все те блага, которые перечисляются в отрывке. («Берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим божествам и поклоняться им» — Дварим 11:16).
Я слышал, что тяга к идолослужению в наше время уже не та, что была раньше. Это затрудняет понимание. Но, например, то, с чем мне приходится постоянно сталкиваться в своей жизни, так это со своим «Я». «Я выиграл», «Я победил», «Я выучил», «Я разобрался», «Я придумал» и т.д.
Сколько раз ловил себя: не успеваю подумать, чтобы вначале сказать «с Б-жьей помощью…», а уже сказал: «Я». Хотя часто в момент, когда прошу что-то у Б-га, я жалок. А тут боги, идолы…
Почему Тора не предупреждает человека: смотри, мол, и помни, Кто тебе всё, что у тебя есть, дал, чтобы не сказал ты, что сам всего этого добился, а предостерегает от служения «божествам»? N.
P.S.: Спасибо, за предыдущие ответы.
Здравствуйте, N.!
Ещё раз убеждаюсь в том, что когда человек задаёт вдумчивый искренний вопрос, он сам, порой того не замечая, тут же, на месте, даёт сам себе правильный ответ. Вы спрашиваете, почему было так важно предостеречь человека от поклонения божкам, упоминая при этом: «…когда прошу что-то у Б-га, я жалок».
Вот тут-то вся «изюминка» и заключена. Ведь, что ни говори, в современном мире главным идолом человека является он сам, человек. В наше время показаться слабым и «жалким» — непростительный «грех». Если у нас тощий кошелёк, если наша машина не выдаёт рекордный старт с места, если майка не сверкает жеманно подмигивающим ярлычком модного бренда, если мы не в курсе самых последних всемирных сплетен, мы ощущаем себя несчастными и отсталыми. Нам кажется, что все на нас смотрят — а таки смотрят — и автоматически фыркают: вот же увалень.
Мы привыкли дышать туманом, напускаемым другими, добавляя к нему свою толику. Мы живём не тем, чем хотим жить, а тем, что диктует безликая вереница прохожих под нашими окнами. Мы почему-то привыкли считать оригинальным самое что ни на есть заурядное — только потому, что оно соответствует всем критериям, нанизанным на наше сознание шумом толпы.
Вы знаете, чем, на мой взгляд, отличается нерелигиозное общество от религиозного? «Светские» изо всех сил пытаются выделиться внешне, но их внутреннее восприятие окружающего мира весьма стереотипно, поскольку они смотрят на мир сквозь призму изжёванных интернетно-журнальных штампов. А это уже пахнет, извините, как раз тем вкрадчивым идолопоклонством, о котором речь шла выше.
Религиозные — напротив. Нарочитый внешний конформизм как строгой рамкой у них очерчивает мягкое, осознанное восприятие мира таким, каким он был создан Творцом, ибо любой внешний идеологический шум искажает чистое восприятие Б-жественной гармонии.
Религиозное видение наивней и проще, словно взгляд ребёнка, который расставляет предметы вокруг себя в наиболее естественном порядке.
Нам кажется зазорным быть простыми и понятными, нас так и тянет почесать правое ухо мизинцем левой ноги, нам кажется слишком примитивным говорить о ясных и естественных вещах простым и чистым языком, усвоенным в родительском доме.
Мы часто заботимся не о сути, а лишь о витиеватой форме. Рассыпаем свое восприятие на несопоставимые фрагменты, каждый из которых — результат очередного неопознанного нами чуждого культа. Мы режем свою душу так, словно это кусок жёлтого дырявого сыра, забывая, что она — живой единый организм.
Это и есть то идолопоклонство, те заблуждения и ошибки, от которых предостерегает нас Тора, которые столь серьёзны и злободневны, что мы напоминаем о них себе дважды в день в молитве «Шма». Это идолопоклонство никуда не делось, оно живо, пока живы мы или пока не придёт Избавление.
С уважением. Александр Красильщиков
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Берл Набутовский
Рав Зеев Урман
В чем Милосердие меры Суда?
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Ашер Кушнир
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?