Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если существует абсолютная мораль, то на который из абсолютов ориентироваться? Религий много…

Темы: Свобода выбора, Народы мира, Идолопоклонство, Религия, Истина, Бней Ноах, Истинность Торы, Адам, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

О статьях:

Тора и мораль. Существуют ли общечеловеческие ценности?

Тора и мораль. Существует ли абсолютная мораль?

Автор утверждает, что нужна абсолютная мораль (в соответствии с законами из Торы), единая для всех, чтобы объективно судить других людей. То есть мораль, которая создана Творцом, а не человеком. Иначе — с какой стати одна мораль лучше другой?

На первый взгляд, его рассуждения логичны, но встаёт проблема множества существующих религий. Религии же серьёзно различаются. И не надо брать только три-четыре популярных. Религий существует несколько десятков, многие из которых имеют ещё и разветвления. Даже формально схожие утверждения в разных религиях могут по-разному истолковываться.

Таким образом, нужно определиться, на какой абсолют ориентироваться, откуда брать пример? Иначе — с какой стати один пример лучше другого? Алекс

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, Алекс!

Ваш вопрос правомерен и глубок.

Действительно, почему евреи столь «самонадеянно» утверждают, что обладают знанием и критериями, которые исходят из Абсолютного Источника? Ведь представители других религий и верований с неменьшим упорством и уверенностью говорят о своих учениях то же самое?

Более того, последние с завидным упорством призывают всех, всё человечество, последовать за ними, то есть за «истиной», в то время как евреи — какая нелепость! — не считают никого, кроме себя, обязанными следовать канонам своей веры.

Недаром иудаизм даже считается не «универсальной» религией, а лишь «национальной», неразрывно связанной только с еврейским народом.

На самом деле, как мне кажется, рассматривая вопрос о «месте проживания» абсолютной истины, следует начинать не с сопоставления различных религий, но с определения — что такое абсолютная истина.

Ответ, на мой взгляд, очевиден. Если мы знаем и понимаем, что у мира был Творец, то истина — у Него. И потому абсолютная истина — это взгляд и отношение Творца к тому, что Он создал, и то, что Он желает для этого мира.

С другой стороны, человечество обладает пониманием этой истины лишь в той мере, в которой Творец Сам открывает её, а её неизменность зависит от скрупулёзности и ответственности, с которой эта истина сохраняется среди людей.

Беда в том, что люди, как правило, склонны абсолютные мерила Творца, абсолютные моральные критерии, подстраивать под себя, «подлаживать» к реальной жизни, к сложившимся общественным отношениям. Люди приспосабливают истину к своим чаяниям, своим страстям и, простите, к своим слабостям.

И в итоге получается не абсолютная истина, а лишь жалкий остаток, искажённый слепок того, что когда-то Адам, первый человек, получил от Творца мира. И это, скажем так, вполне объяснимо и даже неизбежно.

Осколки Истины, фрагменты абсолютных критериев, так или иначе, присутствуют в человеческих общностях. Иногда они принимают форму языческих верований, иногда они существуют в виде этической традиции, иногда — в виде сложившихся культов или «моральных кодексов», негласных или оформленных в виде законов, в каждом обществе — по-своему.

Как правило, во всех этих случаях источник критериев, источник истины вторичен, «замылен», разделён на составляющие, «собирателен», персонифицирован или откровенно — «бесхозен».

На этом фоне Тора, иудаизм, на мой взгляд, имеют одно существенное отличие. Евреи знают, Откуда всё это идет. Они не претендуют на «авторство», они не «открывают Америку», они не приписывают авторство ни «герою», ни «мудрецам», ни «озарениям», ни интуиции. Их главная и неотменимая аксиома — Творец, и только Он — Источник абсолютных критериев.

Иными словами, суть еврейской веры заключена в свидетельстве о том, что у мира ЕСТЬ Творец, и, как следствие, есть Суд и есть Судья. Ну, а если есть абсолютный Суд и есть абсолютный Судья, то, следовательно, должен существовать и абсолютный Закон. Содержание этого Закона — в Торе.

Но откуда евреям это всё известно? Скажем так, в той или иной степени это известно всем. Тора — не еврейское изобретение. Смутная родовая память человечества хранит остатки того, что когда-то Адам и его потомки знали не понаслышке. А у евреев это ещё — и специфические исторические реалии, зафиксированные документально в Торе, а также в конкретной непрерывной Традиции от отца к сыну, от учителя к ученику.

Именно эта Традиция, скрупулёзно «заточенная» на долгие века, бережно хранящая не только «биты информации», но и наиболее действенные и рациональные способы передачи этой информации, ясно и чётко определяет весь ход исторических событий, приведших потомков одной семьи сначала в египетское рабство, потом — к чудесному и уникальному Исходу из него.

И всё это — чтобы посреди пустыни весь народ, миллионы свидетелей (причём не только евреи) оказались непосредственными участниками единственной и неповторимой встречи Творца вселенной со Своим народом, готовым принять на себя всё, что Он на них возложит.

Этот исторический факт мы не навязываем никому. Мы о нём знаем из первых рук. Огромная часть человечества знает о Синайском Откровении и тоже принимает его как историческую реальность. Как и главный вывод из этого события: у мира есть Творец и Он — Источник абсолютных критериев.

А уж как народы «работают» с этими критериями — спросите у них. Мы им не указчики, мы — лишь свидетели и носители того, ЧТО на Синае получили из рук Творца. Принимать или нет — выбор за каждым человеком.

Кстати, большая часть заповедей Торы, полученной на Синае, — это инструкция и специфические наставления евреям. Но наставления в оригинальном виде для всего остального человечества — тоже в Торе. Кто хочет — пусть спрашивает, кому нужно — пусть берёт. Мы всегда здесь, и останемся навсегда, согласно обещанию Всевышнего.

Не уверен, что мой ответ Вас удовлетворит, но я попытался.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше