Темы: Шаатнез, Зоар, Запреты, Воскрешение из мертвых, Каббала, Заповеди, Будущий мир, Смерть, Жизнь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСказано в книге Тания: «Когда наши учители писали, что в грядущем мире заповеди будут отменены, они имели в виду период после возвращения мертвых к жизни. Но до этого, в эпоху Мошиаха, их исполнение останется обязательным».
А как тогда понимать, что Тора не изменится? Помоги Вам Б-г. Вольф-Йехезкель
Здравствуйте, уважаемый Вольф-Йехезкель!
Спасибо за интересный вопрос.
Действительно, в Талмуде (Нида 61 б) обсуждается вопрос об использовании такой одежды, где в ткани в неизвестном месте находится смесь шерсти со льном (шаатнез). Например, шерстяная нить вплетена в льняную ткань или наоборот. Носить одежду из такой смеси евреям запрещено. Поскольку неизвестно, в каком именно месте одежды смешаны шерсть и лен, проблему решить невозможно.
Талмуд говорит, что это одеяние можно использовать только для облачения умершего. Отсюда один из мудрецов делает вывод, что в будущем, когда мертвые возвратятся к жизни, заповеди будут отменены. Иначе — как можно хоронить еврея в такой одежде? Ведь тогда он вернется к жизни в этой одежде и преступит запрет ношения шаатнеза.
Далее Талмуд говорит, что вопрос этот — спорный. Есть мнение, что заповеди в будущем не будут отменены, и, соответственно, умерших нельзя хоронить в такой одежде (можно только оплакивать). А есть мнение, что заповеди будут отменены, и, значит, можно хоронить в такой одежде. Это выводят из стиха Тэилим (88:6): «Среди мертвецов, свободный…» — когда человек умирает, он становится свободным от заповедей.
И тут, естественно, возникает тот вопрос, который Вы задаете: заповеди даны Торой, а один из принципов нашей веры гласит, что эта Тора никогда не будет заменена другой. Если так, то как заповеди могут быть отменены?
Прежде, чем мы перейдем к ответам, важно отметить: многие комментаторы Талмуда понимают эту полемику мудрецов не так, как я изложил выше. Они считают, что, слова «в будущем заповеди будут отменены» означают, что заповеди будут отменены после смерти (до возвращения человека к жизни).
То есть, никто не спорит, что сам умерший освобождён от всех заповедей, но обсуждается вопрос о живых: можно ли живым облачать умершего в одежду, которую носить запрещено. Если понимать эти слова Талмуда так, то вопрос об «изменении» Торы отпадает: ведь об отмене заповедей в Грядущем мире здесь речь не идет.
Однако другие галахические авторитеты понимают эти слова Талмуда так, как сказано выше, а именно: что в Грядущем мире заповеди будут отменены. И тогда возникает противоречие с принципом неизменности Торы. Приведу два возможных пути разрешения этого противоречия.
Раби Эльханан Вассерман, да отомстит Всевышний за его кровь, сначала приводит в своей книге «Ковец Шиурим» (ч. 2, п. 29) два возможных объяснения.
Первое: принцип неизменности Торы означает, что законы Торы останутся такими же, какими мы их получили на горе Синай. А на Синае мы получили, среди прочего, информацию о том, что в будущем заповеди будут отменены. И, значит, в будущей отмене заповедей нет ничего «нового», эта информация является частью переданной нам Торы, то есть Тора останется неизменной.
Второе: слова Тэилим «Среди мертвецов, свободный…» означают: после смерти человек становится свободным от заповедей — навсегда. То есть, и после того, как он впоследствии вернётся к жизни. Иначе говоря, отмена заповедей наступит не в Грядущем мире (как в первом объяснении), а начинается сразу со смертью человека. Так что, если уже сейчас чудесным образом кого-то оживить, он будет свободен от заповедей. Однако далее рав Вассерман доказывает несостоятельность первого объяснения.
Знаменитый каббалист раби Шломо Эльяшив в книге «Лэшем, Шво вэ-Ахлама» пишет, что Тора — это внутренний аспект всех миров. И она облачается в каждый мир в соответствии с его реалиями. То есть, та же самая Тора, во всех её деталях и тонкостях, есть в каждом мире и различие — только в её облачении в действительность каждого из миров.
Так, Адам был помещен в Ган-Эден — возделывать и охранять его (Берешит 2:15). Сказано в Книге Зоар, что «возделывать» — это предписывающие заповеди, а «охранять» — это запреты. То есть, если бы не грех, Адам получил бы Тору в Эденском саду и соблюдал бы её заповеди во всех деталях в соответствии с тамошней реальностью.
Но есть принципиальное различие между нашим миром и духовными мирами. В нашем мире соблюдение Торы и заповедей призвано исправлять этот, испорченный грехом Адама, мир. То есть, это работа по исправлению мира, которая и называется «ярмо Царства Небесного». А в духовных мирах те же самые Тора и заповеди — это уже возвышенное сияние и свет, это «пища» души и ее наслаждение.
Иначе говоря, сообщение «в будущем заповеди будут отменены» означает, что труд, «ярмо» заповедей будет отменено. Сами же заповеди останутся — только в соответствии с реальностью исправленного мира.
С уважением и пожеланием здоровой зимы, Менахем Эпель
Рав Бенцион Зильбер
Правда ли, что одежду из льна и одежду из шерсти нельзя носить вместе?
Рав Натан Агрес
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
С того самого дня как Тора стала наследием еврейского народа, существует ее разделение на две части: открытую Тору, доступную каждому еврею и кабалу - скрытую, тайную Тору
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Куклин
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»