Темы: Дурное начало, Йецер а-ра, Мифы, Политика, Психология, Болезни, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые Раввины! Мне кажется, что пандемия коронавируса приводит к еще одной эпидемии, которая разыгрывается в наших головах: к панике. Люди вокруг медленно сходят с ума.
Многие (далеко не только ненормальные) не верят официальной информации. Не верят, что эпидемия действительно существует, отказываются соблюдать меры предосторожности. Зато верят самым диким слухам.
Дошло до того, что заболевший артист из больницы убеждает публику, что «корона на самом деле существует, и это не грипп, а тяжелейшая и коварная болезнь, не слушайте провокаторов». Да еще и добавляет, что ему не заплатили за это выступление.
Можно ли как-то убеждать людей не верить слухам? Или лучше всего молчать? И вообще — как не сойти с ума, когда вокруг одна неясность? Заранее спасибо за ответ. N.
Здравствуйте, N.!
Вы задаете хороший вопрос.
Люди действительно часто склонны верить всевозможным слухам. Но прежде чем понять причину этого, попробуем определить точнее, чему именно они верят.
Слухам, но не «официальной информации»? К сожалению, «официальная информация» — заявления политиков и СМИ — тоже бывает не очень достоверной. Да, профессиональный журналист располагает более многочисленными и качественными источниками, чем бабка на лавке, и, тем не менее, даже он вовсе не всегда доносит до нас абсолютно точную картину событий.
Едва ли можно найти СМИ, которые не занимались бы того или иного рода пропагандой. Под давлением — либо властей, либо общественного мнения. Да и сами журналисты тоже люди и не свободны от догм и стереотипов, господствующих в воспитавшем их обществе.
Поэтому, даже сообщая проверенные факты, они могут выбирать лишь те, что стыкуются с нарративом, который хотят передать, а факты, противоречащие ему, — игнорировать, да и изначально не искать.
В результате из вполне «официальных» и «респектабельных» источников может литься непрерывный поток информации, создающий картину «ужасного» кого-то или чего-то. То ужасные евреи (на этой теме люди сходят с ума уже не одно тысячелетие), то ужасный Израиль, ужасные религиозные, ужасные полицейские, ужасный Трамп, ужасный Путин, ужасный Госдеп и т. д.
Но вот что интересно: таким нарративам люди часто верят! А если не верят, то склонны считать наоборот: ВСЁ вранье! СМИ изображают кого-то ужасным? — Значит, тот человек или тип людей на самом деле прекрасен! Это они ужасные, что так его очерняют! Ужасная ложь!
Хотя реальная жизнь обычно не черно-белая, и ее персонажи — не дьяволы и не ангелы.
То есть, общий принцип, вроде бы, такой: люди склонны упрощать — и абсолютизировать. Если кто-то в чем-то кажется «плохим», то он ужасен, он дьявол, абсолютное зло! А если кажется «хорошим», то он ангел, Машиах и. д. Поэтому принимаются все факты, которые вписываются в такой нарратив и усиливают его. А то и естественным образом приукрашиваются, додумываются и раздуваются.
Вот и в отношении пандемии люди впадают в противоположные крайности: кто-то, как Вы говорите, паникует и верит в разные страшилки о ней, а кто-то — наоборот, думает, что вообще никакой пандемии нет.
Хотя и она не «абсолютно» смертоносная или безвредная, а «нормальная».
Но принимать такую картину жизни как-то… не хочется. Не верится, что оно так. Потому что… как — и это всё?!
Нет, тут, должно быть, непростое дело, тут что-то такое…
Почему человек инстинктивно стремится к теориям подобного рода?
Представляется, что, как часто бывает, недостатки — это продолжение достоинств.
Б-г создал человека с целью не просто жить, существовать, а совершенствовать себя и мир. Творить добро.
Но что такое творить добро? Это давать людям то, что им недостает, то есть устранять недостаток. Или спасать от зла. Которое, значит, им угрожает. А то, если нет на свете зла, если нет угроз, то и спасать не от чего, все хорошо. Поэтому люди так любят создавать «образ врага», который вот какой ужасный, сам дьявол в плоти — а мы, хорошие люди, героически будем ему противостоять и спасать от него мир.
Или вот какая создана Большая Ложь — а мы, искатели истины, будем героически ей не верить. Или активно противодействовать злу и лжи, или возмущаться, преисполняться праведным гневом, сочувствовать борьбе.
А иначе как проявится то, что мы хорошие и правдивые? Да и вообще, если нет вокруг Большого Добра и Большого Зла, в чем смысл жизни? Если люди и события «нормальные», то как-то все слишком… прозаично. А мир создан для чего-то особенного, «поэтичного»… Драматичного. Борьбы Добра со Злом, Света с Тьмой.
Поэтому люди склонны верить в теории заговора. Что кто-то очень плохой замышляет там что-то ужасное — но и грандиозное в своей ужасности, как 11 сентября.
Поэтому и СМИ, которым не каждый день «везет» на 11 сентября, стремятся раздувать до подобных масштабов любое событие, и в связи с ним создавать образы «дьяволов» и «ангелов». Именно такие истории можно хорошо «продавать» потребителям.
Вот и сейчас, с пандемией, которая действительно имеет много общего с 11 сентября — тоже ужасное событие, которого никто не ожидал, оказывающее мощное воздействие на мир, — происходит подобная история. СМИ, конечно, не перестают говорить о пандемии, и кто-то вполне может начать подозревать их в том, что слишком раздувают.
Но при этом такой человек может удариться и в противоположную крайность: мол, вообще ничего нет. Либо Великий Ужасный Вирус (который, возможно, изобрел кто-то очень плохой, чтобы так ударить по миру), либо Великая Ужасная Ложь (которую тоже изобрел кто-то очень плохой, чтобы так манипулировать миром). Но, так или иначе, что-то Великое и Ужасное.
Потому что люди инстинктивно чувствуют: мир не так «прост», как кажется. То, что на поверхности, — это еще не всё. Есть нечто большее. За всем этим что-то стоит… И там же, за кулисами, происходит Великая Борьба.
Это чувство дано Б-гом для того, чтобы люди открывали в жизни Его. Ведь действительно не всё в жизни так «просто», и Кто-то за всем этим стоит. И действительно идет великая борьба Добра и Зла, а именно, всех людей с дурным началом — собственными недостатками и слабостями.
Но люди часто направляют это чувство и этот поиск не туда и вместо Б-га находят какие-то другие «мощные силы», скрывающиеся за «кулисами» и творящие историю.
Так что урок для нас: да, жизнь надо глубоко исследовать и находить в ней Руку Б-га. Но в то же время надо уметь отличать достоверную информацию от фейков и пропаганды.
Но как же отличишь, если действительно всё управляется из-за кулис — Б-гом?
Может помочь знание о том, что Б-г творит благо, поэтому теории заговора, обнаруживающие где-то каких-то больших злодеев, — скорее всего фейки. Да, много в мире делается нехорошего, но, как правильно замечено, «никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью».
Так что сходить с ума не надо, а надо просто уметь правильно воспринимать разного рода информацию. Но спорить с теми, кто склонен верить в слухи и теории заговора, лучше не надо — люди верят в то, во что хотят верить, и никто не любит чужих поучений. Если спрашивают наше мнение, можем его высказать, но если не спрашивают, то, высказав его, скорее всего, можно только повредить.
Поэтому лучше заниматься собой, своими взглядами и делами, а о других, будем надеяться, Б-г позаботится.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Натан Агрес
Есть немало мифов о Всемирном Потопе и у других народностей, но у них мало общего с Торой. Откуда же они пошли?
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Реувен Куклин
Необходимо понять природу чертей...
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Ефим Свирский
Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»
Очерк «Перед приходом Машиаха», излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии — и на многие другие языки
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
Что в раскаянии труднее всего?
Рав Зеев Гершензон
Что об этом думал Рамбан?
Рав Моше Гекрайтер
Ашем не прощает, пока не простит обиженный человек?
Рав Реувен Куклин
Кто выдумал совесть?
Рав Моше Гекрайтер
Если я попрошу другого сделать пожертвование, зачтётся ли это мне?
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли как-то избежать страданий?
Рав Моше Гекрайтер
Должен ли я просить у него прощения, если я уже вернул вещь и раскаялся?
Рав Эльяким Залкинд
А потом предусмотрительно и вполне искренне раскаяться?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Берл Набутовский
Ещё не поздно попросить прощения...