Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Откуда у рава Ицхака Зильбера были этот драйв и решимость?

Темы: Испытание, Рав Ицхак Зильбер, Ешива, Авраам, Праведник

Отложить Отложено

Уважаемый рав Зильбер, я читаю книгу Вашего отца «Чтобы ты остался евреем». Его решимость и стремление быть верным Торе в самых трудных ситуациях пронизывает всю книгу. Подскажите, пожалуйста, откуда, по Вашему мнению, этот драйв и решимость? Что способствовало этому в нем? Заранее спасибо, Шмуэль

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Шмуэль!

Откуда у отца были эти особые силы бороться и воевать за выполнение каждого закона Торы, каждой заповеди, — не знаю. Но думаю, что его родители — и отец, и мать — вложили в него очень много. Они были особые люди. Его отец учился, а потом преподавал в ешиве «Слободка», там выстраивали особый тип личности. И дедушки, хоть он их и не видел, — Режицер Ребе и рав Мойше-Мишл-Шмуэль Шапиро. Рассказы об их деятельности оказали большое влияние.

Кроме того, прохождение первых испытаний даёт человеку силы выдержать новые испытания. Цитирую по книге «Из года в год» (к главе Ваера, с. 48-50):

«Зачем Б-г испытывает человека, и кого именно Он испытывает?

Мидраш, отмечая слова: Б-г испытал Авраама, цитирует стих из Тэилим (11:5): “Б-г испытывает праведника, а нечестивого и любящего насилие ненавидит Его душа”. Из стиха следует: Б-г испытывает того, кого любит, а именно — цадика (праведника). Далее мидраш приводит три сравнения.

Сравнение первое. При обработке льна, чем крепче стебли, тем сильнее их треплют, а чем они слабее, тем мягче обработка. Почему? Слабый лен при сильном отбивании рассыпается, крепкий лен, чем больше его треплют, становится лучше и тоньше. Б-г не испытывает человека тем, что ему не под силу, и не испытывает того, кому не под силу выдержать испытание.

Сравнение второе. Демонстрируя товар покупателю, горшечник пощелкивает по своим горшкам, чтобы показать, какие они надежные. Но он бьет не по хрупким горшкам, которые могут треснуть, а по прочным, которым даже от нескольких ударов ничего не сделается.

Сравнение третье. Владелец двух коров — сильной и хилой — положит груз, который ему надо перевезти, не на хилую, а на сильную.

Для чего понадобились три аналогии? Ведь, в конечном счете, смысл всех трех сводится к тому, что Б-г посылает испытание цадику, а не грешнику. Дело в том, что эти примеры открывают нам разные значения испытания.

Сравнение с обработкой льна показывает, что смысл испытания — духовно поднять и возвысить цадика: как повышается качество крепких стеблей льна, когда его интенсивно треплют, так человек духовно растет с каждым испытанием.

Праведник всегда готов к испытанию, однако это — внутренний настрой, готовность, еще не испытанная. Но вот человек прошел испытание, и он уже другой, много выше. Так солдат, закаленный в боях, отличается от готового к бою, но необстрелянного бойца. Понятно, что это воины разного уровня. Человек, прошедший испытания, обретает новые душевные силы, легче преодолевает следующие испытания.

Второй пример — с горшечником — указывает на другую сторону испытаний. Горшечник стучит по горшку, чтобы показать покупателям — смотрите, какие у меня прочные горшки! Так и Б-г посылает испытание цадику, чтобы другие люди могли у него учиться, чтобы он был примером для других. Мы учимся на испытаниях Авраама-авину, на испытаниях других праведников.

Сопоставление с владельцем двух коров говорит о следующем.

Каждое наше действие — хорошее и плохое — регистрируется в высшем мире. Говоря образно, в небесном “банке” ведутся два отдельных счета — плюсовой и минусовой. Когда минус количественно превосходит плюс, мир должно постичь наказание.

Что сделать, чтобы спасти мир от наказания? Очень просто — увеличить плюс, прибавить человечеству заслуг. Как? Возложить на кого-то ношу — испытание. Успешно пройденное испытание прибавляет миру заслуг. А на кого возложить ношу? Понятное дело: на крепкого человека, на праведника, который может ее вынести и этим спасти мир.

Итак, мидраш называет три цели, ради которых стойкие и праведные люди подвергаются испытаниям: это духовный рост праведника, пример правильного поведения в определенных условиях для других людей и увеличение добрых дел в мире для спасения мира от наказания».

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ