Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2

Евреи соблюдали заповеди, и это вело к гонениям и гибели. Не лучше ли ассимилироваться и выжить?

Темы: Избранность, Страдания, Война, Ассимиляция, Народы мира, Антисемитизм, Заповеди

Отложить Отложено

Добрый день, вопрос у меня такой: зачем нам соблюдать мицвот, если предыдущим поколениям это не только не помогло, но ещё и навредило и приводило к гонениям и гибели? Не лучше ли нам ассимилироваться и выжить? С уважением, Александр

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Александр!

Если уж мы основываем свои выводы на опыте предыдущих поколений, давайте не забывать и о тех, которые более близки к нам по времени. За последние пару веков очень многие евреи решили, что соблюдение заповедей им не поможет, и ассимилировались в обществе тех стран, где жили.

Например, в Германии. Которая после модернизации Западного мира — промышленной революции, Просвещения — стала очень привлекательной. И с тех пор жили там евреи долго и счастливо и обеспечили свое выживание. Правильно? Или я что-то упустил?

Россия тоже прошла через модернизацию и революцию (как водится, своим особым путем). И многим евреям показалось, что там тоже может возникнуть новый мир, в котором все будут братьями и не будет больше антисемитизма. И евреи отошли от религии и даже стали в авангарде революционных движений, стремившихся весь мир насилья разрушить, а затем построить «наш» новый мир. И с тех пор жили они в этом новом мире безбедно, наслаждаясь всеми его благами, и больше уже никуда уехать не хотели. Так?

Даже ассимилировавшись, евреи остаются евреями, если не в собственных глазах, то в глазах местных жителей, которые, в случае чего, напомнят им об этом. Даже не соблюдая заповеди, они сохраняют еврейскую душу и характер, со всеми вытекающими.

Ведь сущность еврейского народа — не просто соблюдение заповедей, а избранность. Что это такое? Хотя на первый взгляд это понятие может показаться расистским, на самом деле это тот же тип «избранности», что и у президента и политиков, которые на свою должность «избраны». Не потому, что они лучше других, а потому что это миссия, для которой они больше подходят, т. к. в большей степени обладают энергией и «пассионарностью».

Таково большинство лидеров — ведь, если присмотреться, их жизнь очень тяжелая: безумный график, огромное количество важных дел, от которых зависят судьбы миллионов, колоссальная ответственность и в то же время постоянная борьба с оппонентами, постоянное давление. Как выразился один журналист, надо быть теннисистом, без передышки отбивающим мячи со всех сторон. И, несмотря на все старания, быть виноватым во всем, что «при тебе» пойдет не так, даже если от тебя это не зависело.

Возникает вопрос: кому это надо? Почему люди так рвутся к власти? Не лучше ли «ассимилироваться», то есть быть рядовым гражданином, до которого большинству других людей дела нет, и не быть мишенью всех этих нападок, обвинений, а то и физической угрозы?

Похоже, что нет, никто из них так не чувствует. Потому что, как справедливо заметил один писатель, в человеке заложено стремление совершить максимальное действие, на которое он способен. Потому что — добавим уже мы — Б-г создал его с определенной целью, наделил его миссией, которую он должен исполнить, и он это чувствует. Поэтому он рвется и пытается забраться как можно выше, даже если это чревато головной болью, конфликтами и опасностями.

И поэтому даже те евреи, которые ассимилируются, не перестают проявлять качества избранного народа: не сидится им! Они должны быть возмутителями спокойствия, оппозиционерами, реформаторами, радикалами. Они должны быть в авангарде всех важных движений, стремящихся изменить мир. Они должны достигнуть максимума, быть великими учеными, врачами, музыкантами, бизнесменами — а если направят эту избыточную энергию не туда, то и великими большевиками, а то и мошенниками. Они должны оказывать «непропорционально большое влияние» на мир. Они не могут иначе.

Да, если они женятся на нееврейках, то, скажем, внуки или правнуки уже не будут в такой же степени евреями.

Но, во-первых, Гитлер и таких вылавливал. В целом исторический опыт показывает: каждая попытка принять идею антисемитов и решить «проблему» предлагаемым ими способом на деле приводит только к изменению самой идеи антисемитов, требующей нового решения, а старое решение оказывается миражом.

Так на протяжении многих веков, когда европейскими умами правило христианство, основной причиной антисемитизма служила религия: евреи не приняли основателя христианства, а то и «распяли его», и продолжают упрямо придерживаться своей религии, не признавая, что христианство — это ее «продолжение» и «развитие». Из этого следовало, что если еврей крестится, то проблема будет решена, он станет своим.

Но, когда соблазн стал особенно сильным и некоторые евреи действительно крестились, пришли националисты и сказали: нет, дело не в религии, а в расе, в крови. Даже крещеный еврей ничего не может поделать с тем, что он «недочеловек». Поэтому крещение евреев — не решение, а проблема. У них «нечистая кровь» и, войдя в наше общество, они «загрязняют» его. Надо от них «очиститься» — а желательно и весь мир от них «очистить».

Попытались тогда некоторые евреи поступить как националисты и основать свою страну — опять не так. Ибо теперь вышли из моды уже правые националисты, а вместо них пришли левые интернационалисты, для которых еврейское государство — не решение, а наоборот, проблема. Если раньше на евреев косо смотрели расисты и считали «недочеловеками» и «слабаками», то теперь их самих обвиняют в расизме и агрессии.

Так что не уйти евреям от своего еврейства. Так или иначе, они будут в центре внимания, кто-то будет указывать на них пальцем и пытаться навредить.

Во-вторых, даже если бы не было антисемитизма, откуда известно, что быть неевреем так уж легко и безопасно? Один мой знакомый англичанин, который перешел в иудаизм, как-то заметил: «Да, трудно быть евреем! Но еще труднее быть неевреем!» Укажите мне один народ, которому «жить хорошо». Разве что на Западе «в целом» жизнь, вроде бы, комфортная, но и там, если начнем интересоваться жизнью конкретных индивидов, их эмоциональным состоянием и удовлетворенностью, то картина будет уже не такой однозначной.

Рая нет нигде. И люди всякие бывают, и природные условия тоже. Как раз, вопреки расхожему стереотипу, Земля, данная евреям, вовсе не хуже других стран по климату — и по безопасности тоже. В той же Америке, которая пока что продолжает восприниматься как благодатная для евреев страна, и от стихийных бедствий, и от насилия гибнет больше людей. То там ураган, то тут торнадо, то масштабные лесные пожары. Или — расстрелы прохожих или школьников психопатами с ружьями — их в последнее время больше, чем терактов в Израиле.

Так что ассимиляция вовсе не повышает вероятность выживания. По словам мудрецов, другие народы и их земли управляются ангелами, подобными чиновникам, и поэтому в определенной степени отдалены от Б-га, а еврейский народ и его Земля управляется Б-гом напрямую и приближены к Нему. С одной стороны, Б-г может строго наказать своих приближенных. Во дворце, в присутствии Царя существуют особые правила поведения, повышенные требования.

Но, с другой стороны, нельзя отрицать, что в целом еврейский народ чудесным образом сохранился на протяжении всех веков своей непростой истории, вопреки своей физической слабости и малочисленности. А более мощные империи, в конечном счете, сходили с арены — и их подданным при этом тоже часто приходилось несладко… История мира — это бесконечная чреда войн, в которых гибнут далеко не только евреи. Так что кто тут в большей безопасности — еще вопрос.

Ну и, наконец, пройдя весь этот длинный путь и оставаясь евреями, за что порой действительно пришлось платить высокую цену, не обидно ли сойти с пути и всё бросить? Тогда получится, что все те жертвы были напрасны. В природе человека, если он дорого заплатил за проект, продолжать его, даже если объективно это уже нецелесообразно. Тем более, еврейский путь, который сохраняет несомненную ценность. Продолжает давать тем, кто по нему идет, энергию и способность совершать великие деяния, изменять мир. Зачем же от этого отказываться?

Лучше продолжим, и да хранит нас Б-г!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше