Темы: Мудрецы, Мудрость, Шломо, Суд, Правосудие, Изучение Торы, Цари Израиля, Коэлет
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны«Сохранились возражения иудейских богословов Талмуда против включения Книги Екклесиаста в состав Библии (Шаббат, 30 б). О ней прямо говорилось, что она содержит еретические воззрения (Вайикра рабба, 28 а)[7]».
Вопрос по цитате из Википедии. Это — правда, что в этой книге Танаха есть что-то еретическое, согласно мудрецам Торы? М.
Шалом, М.!
Действительно, в талмудическом трактате Шабат (30 б) и в мидраше «Ваикра Рабба» (28:1) сообщается, что в свое время перед мудрецами стоял серьезный вопрос — как относиться к книге Коэлет (Экклезиаст). Были мудрецы, считавшие, что эту книгу следует скрыть от посторонних глаз, поскольку в ней содержатся высказывания, которые могут быть восприняты как еретические.
Но, в конце концов, они решили отказаться от этой идеи. Вероятно, мудрецы посчитали: намного важнее, чтобы как можно больше людей смогли приобщиться к мудрости этой книги. И даже если найдутся люди, которые поймут ее слова превратно, не беда. О таких людях сказано в книге пророка Ошеа (14:10): «…ведь верны пути Господни, и праведники пойдут по ним, а грешники споткнутся на них».
Что же касается самих мудрецов Талмуда, то они, разумеется, относились к книге Коэлет с величайшим уважением. Для примера приведу Вам отрывок из «Ваикра Рабба» (28:1), где говорится о том, как они сами понимали некоторые «сомнительные» места в этой книге.
Сказал раби Биньямин бен-Леви: хотели [мудрецы] скрыть книгу Коэлет, поскольку нашли в ней слова, близкие к ереси: Моше сказал (Бемидбар 15:39): «… и не будете блуждать, влекомые сердцем вашим и глазами вашими…», а Шломо говорит (Коэлет 11:9): «…и иди, куда ведут тебя сердце твое и видение очей твоих…»!
Что же, теперь все дозволено, нет правосудия и нет Судьи?! Но, поскольку он продолжил (там же): «…но знай, что за всё это Б-г приведет тебя к суду!», сказали [мудрецы]: «прекрасно сказал Шломо!»
Сказал раби Шмуэль бар-Нахмани: хотели [мудрецы] скрыть книгу Коэлет, поскольку нашли в ней слова, близкие к ереси. Шломо говорит: «Какая польза человеку от всех трудов его, что он трудится под солнцем?» Что же, даже от труда над изучением Торы [нет пользы]?!
Рассмотрели и сказали: если бы сказал: «от всех трудов», мы бы поняли, что даже от труда над изучением Торы. Но, поскольку он сказал: «от всех трудов его», [это значит] от его [личных] трудов нет пользы, но от труда над изучением Торы есть польза! Сказал раби Йудан: «под солнцем» нет пользы, но [от труда над изучением Торы, которая] «выше солнца», есть польза!
Можно только поразиться дальновидности наших предков, которые смогли предвидеть, что спустя тысячи лет найдутся «мудрецы» из Википедии, которые высмотрят в книге Коэлет критику ортодоксального иудаизма!
Послушаем всему заключение: Б-га бойся и заветы Его храни, ибо в этом весь человек… (Коэлет 12:14)
Желаю удачи!
С уважением, Арье Гальчук
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Барух Лехт
Рав Бенцион Зильбер
Ведь это же радостный праздник?
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Моше Пантелят
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его