Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, А.!

Полагаю, что Вас интересует не биологическая причина смерти — изнашивание тела, а духовная — почему Б-г так устроил мир.

Смертность как результат греха Адама

Что ж, прежде всего, отметим, что изначально человек — Адам — действительно был создан бессмертным. И таким бы остался, если бы не согрешил, съев запретный плод, в результате чего стал смертным. Поэтому для того, чтобы понять причину смертности, нам надо понять, в чем заключался грех Адама и к чему он привел.

По словам мудрецов, до греха Адаму было запрещено есть плоды Древа познания, но разрешено есть плоды другого главного дерева сада — Древа жизни. Потому что оно по своему свойству отражало душу самого человека до греха. Оно было «посередине сада» (Берешит 2:9) не только физически, но и духовно: его плоды делали душу человека «центральной». Обладающей разными достоинствами, причем каждое развито в меру, и они уравновешивают друг друга. Человек в меру веселый, но и в меру серьезный, раскованный, но и дисциплинированный, уверенный, но и осторожный. Он держится «золотой середины». Таков идеал. И таким был Адам изначально.

И не случайно: так как он был Первым человеком, в нем были заложены корни душ всех людей, позже произошедших от него: всех народов и всех поколений. А народы, как известно, разные. Есть западные, а есть восточные, да внутри каждой из этих групп есть свои различия.

И поколения тоже разные. Они сменяют друг друга на протяжении всей истории, и у каждого из них, даже в одном народе, свой характер, менталитет, роль. Поэтому существуют трения не только между разными народами, но и разными поколениями одного народа, «отцами» и «детьми».

Но душа Адама включала в себя корни душ всех этих поколений — он был центральным корнем. В нем все эти разные качества и менталитеты были собраны воедино и не противоречили друг другу.

В таком состоянии он был бессмертным. Почему?

От единой вечной души к отдельным поколениям

Объясняет Маараль («Беэр а-Гола» 6): потому что тот, кто придерживается «золотой середины», продолжит идти вперед по середине дороги до бесконечности. Только если он отклонится от середины и пойдет в сторону, то придет к краю и «упадет с моста». Если одно из качеств характера разовьется сверх меры, то человек потеряет равновесие, станет крениться в одну из сторон и, в конце концов, рухнет.

Это и произошло с Адамом, когда он согрешил. Как поясняют мудрецы (Имрэй Шефер к Берешит), Древо познания на самом деле состояло из разных деревьев, каждое из которых было отклонено от центра, и грехом было не просто вкушение плода, а увлечение плодом одного из них. В результате душа Адама стала однобокой, утратила свою «срединность» и уравновешенность. Вместо того чтобы быть в центре и заключать в себе все корни будущего человечества, Адам сам стал отдельным человеком, со своим несовершенным характером и субъективной точкой зрения.

В изначальном состоянии Адам своим служением Б-гу мог исправить и привести к совершенству все аспекты человеческой души, которыми обладал, и тогда произошедшие от него люди оставались бы «центральными» и не было бы смысла в их замене (они находились бы на совсем ином уровне и получили бы иное задание).

Но ему не удалось исправить всю душу сразу. Наоборот, в результате греха его душа отклонилась от центра и, утратив равновесие, еще больше отдалилась от совершенства. Таким образом, исправление всей души сразу оказалось не под силу одному «носителю». А поскольку теперь его душа стала лишь одной из многих возможных, одного ее носителя стало в принципе недостаточно для исправления изначальной, всеобъемлющей человеческой души. Нужны разные носители для разных аспектов этой души, чтобы каждый исправлял «свой» аспект.

Потому эта всеобъемлющая душа была разбита на множество различных частей, которыми были наделены различные произошедшие от Адама люди. Каждый получил свою долю общей души и должен ее исправить и усовершенствовать, внести свой вклад. Поэтому все люди разные — у каждого своя частица души Адама-человечества. Свой тип души, с которым надо поработать.

В частности, поэтому настолько отличаются друг от друга разные поколения. Ведь разные люди, так или иначе, произошли бы от Адама (только, возможно, не «оформились» бы в совершенно разные, не понимающие друг друга народы). Но разных поколений не было бы, т. к. все были бы бессмертны. Не было бы такого феномена, как уход старшего поколения.

Но теперь, поскольку носители разных частей души Адама настолько отличаются друг от друга, у каждого душа пребывает в одном из крайних состояний, они не смогут ужиться друг с другом. Поэтому эти части души даны разным поколениям, которые приходят в этот мир по очереди и сменяют друг друга.

Для каждого из этих поколений создается свой мир, соответствующий его характеру — той части общей души Адама, которую это поколение должно исправить. Поэтому со временем этот мир меняется, и в его истории можно различить разные эпохи: каждая со своим «духом времени», со своими идеями и целями, к которым стремятся люди, и со своими вызовами и испытаниями. Так каждое поколение исправляет и совершенствует свой тип души, свою часть общей души человечества.

Смена поколений: прогресс или деградация?

В свою очередь, само различие этих эпох облегчает смену поколений — каждое поколение естественным образом предпочитает свою эпоху и чувствует себя неуютно в чужой, как в чужой стране, только в еще большей степени.

Ведь на практике это различие эпох обеспечено тем, что одна естественным образом приводит к другой, идет «исторический процесс». И, если обратить внимание, налицо интересный феномен: этот процесс можно рассматривать одновременно и как прогресс, и как деградацию. Люди испытывают оба эти, казалось бы, взаимоисключающих чувства, потому что развиваются оба процесса, являясь разными сторонами одной медали.

Прогресс, особенно в последнее время, осуществляется в научно-технической сфере. Постоянно появляются новые технологии, не просто облегчающие жизнь, но делающие ее совсем иной. Каждое новшество — новые возможности, очередная сказка, ставшая былью. И в социальной сфере, движение мира ко всё большему равноправию — тоже новая жизнь и новые возможности, тоже сказка, ставшая былью — «Золушка», например.

Такие изменения дают человеку чувство «движения вперед», он стремится и сам пойти по этому пути, «в ногу со временем». Особенно молодой человек, который по своей природе хочет чего-то нового, хочет построить свой мир, не похожий на всё, что было раньше. В результате каждое новое поколение приступает к своей работе с рвением и энтузиазмом, оно видит цель, «прекрасное далёко», к которому нельзя не стремиться.

В то же время ощущается и деградация. Главным образом — в «измельчании» людей. В религиозном мире это называют йеридат а-дорот — «снижение (уровня) поколений». Чувствуется, что люди предыдущего поколения, хотя у них была тяжелая жизнь, были сильными и мощными и могли с этой жизнью справиться. Многого у них не было, но они и не нуждались во многом, они могли работать и терпеть. Тогда как новое поколение избалованное, имеет гораздо больше, но не ценит, не хочет тяжело работать и терпеть, хочет получить все сразу.

Раньше были великие ученые и мудрецы, гиганты мысли. Теперь таких уже нет. Нет таких же великих раввинов, как в старшем поколении, нет таких же великих ученых и композиторов. Кто сейчас сравнится с Эйнштейном или Чайковским? Самолетами или компьютерами Бетховен пользоваться не мог, зато какую музыку писал! Ведь технические новшества не только дают человеку новые возможности, но и расслабляют его, «атрофируют» его. Раньше даже путешествовать верхом (или даже в телеге) могли только представители достаточно обеспеченных слоев общества, а большинство людей, если куда-то и перемещались, то пешком, даже из одного города в другой. Им приходилось — но они и могли. А сейчас…

Особенно ощущает эту деградацию старое поколение, у них постоянно вырывается: «Ну и молодежь нынче пошла!» «Да, были люди в наше время, богатыри — не вы!» И поэтому в какой-то мере, на каком-то этапе, это поколение уже спокойно относится к идее, что должно покинуть этот мир. Ведь это уже всё равно не «его» мир. Все меняется так, что эти люди уже не могут полностью приспособиться. Все эти новшества — ой, не могу, не надо мне этим голову морочить. Круто, конечно, но я обойдусь. Вы, молодые, идите вперед, а мы уже пожили.

Так Б-г обеспечивает смену поколений и исправление каждой части души Адама-человечества, столь отличной от других ее частей.

Хони а-Меагель

Поучительной в этом плане является история мудреца Хони а-Меагеля. Талмуд рассказывает (Таанит 23а), что он чудесным образом заснул на 70 лет. Проснувшись, он направился в свою ешиву и, приближаясь, услышал, как там говорят: «Ясна тема, как в дни Хони а-Меагеля, который мог ответить на любой вопрос!» Он вошел и представился, но ему не поверили. И не оказали ему должного уважения. Удрученный таким приемом, он вышел и попросил Б-га забрать его из этого мира. Как заключает Талмуд, «либо друзья/общество, либо смерть».

Возникает вопрос: он же слышал, как эти люди говорили, что Хони а-Меагель мог ответить на любой вопрос. То есть они помнили, кем он был. Так надо было войти и не просто представиться, а завести разговор о Торе и в процессе обсуждения показать, что он и есть тот самый Хони а-Меагель, который может ответить на любой вопрос. Да и странно, что такого праведника огорчил тот факт, что ему не оказали уважения. Разве он не должен быть выше этого?

Ответ представляется таким. Конечно, он вошел и завел разговор об изучаемой теме, и доказал, что он Хони. И ему оказали уважение. Но за 70 лет сменилось целое поколение и люди стали другими. Другие манеры, да и другой стиль изучения Торы, он тоже меняется со временем (т. к. у каждой души — и у каждого поколения — свой удел в Торе). Поэтому, хотя они поверили, что это Хони, в то же время им… не верилось. Слишком странными для них были его манеры, его менталитет, да и его ответы на вопросы о Торе. Не такими, как было принято в их поколении. Это и есть Хони а-Меагель?! Да, но какой-то он… не такой. Как те, у кого гениальность — часть общей «своеобразности». Поэтому и уважение ему оказали с некоторой неловкостью. Да и способы выражать уважение меняются со временем, поэтому ему это могло показаться неуместным, не таким, «как следует».

И он понял: это уже не его поколение, не его время. С этими людьми он не сможет достичь понимания, состыковаться, приспособиться к их миру. А раз так, то действительно продолжать жизнь бессмысленно.

Холокост

Даже случаи массовой гибели людей, такие, как Холокост, можно, хотя бы частично, объяснить этим. Т. к. очевидно: это была не просто гибель большого числа людей — это было разрушение целого мира. Еврейского мира Европы. Те, кто выжил, отстроил новый еврейский мир, основные ветви которого — израильская и американская (и несколько побочных). Но это совсем другой мир.

И те, кому еще довелось пожить в европейском мире до его разрушения, восторгались чудесам нового мира, где жизнь уже не была такой тяжелой и не было такого страшного, смертоносного антисемитизма, который привел к Холокосту. Но в то же время — ностальгировали по разрушенному миру, люди которого были «богатыри — не вы», по его уникальным свойствам, которых в новом мире уже не найти.

Но именно поэтому представители старого мира в своей массе в нем бы не прижились. Точнее, если бы они продолжили жить, новый мир не появился бы. Своей жизнью и деятельностью те люди сохраняли бы старый мир, а для нового не было бы места. А Б-г решил, что старый мир должен уйти, что заселявшая его часть общей души Адама уже сделала свое дело, прошла через те испытания, которые ей полагались, и построила то, что должна была построить. Поэтому Он забрал ее на Небеса. И поручил тем, кого оставил, построить новый мир. Что они и сделали.

Разные «жизни» одного человека

Наконец, отметим, что даже в жизни одного человека есть разные этапы, и, переходя от одного к другому, человек меняется. Остается «тот, да не тот». Школьник, студент, работник, начальник, муж, отец — всё это разные роли, которые может сыграть в жизни один человек, при этом сохраняя основу своего характера, но и меняясь в соответствии с ролями.

Да и без формальной смены ролей человек меняется под воздействием разных событий, накапливает опыт, чем-то вдохновляется, обо что-то обжигается, корректирует свои взгляды. В результате бывает, что люди, привыкшие к его прошлой ипостаси, чувствуют, что, хотя он жив, он уже не тот, что прежний человек во многом «умер». И, если именно тот, прежний человек, был им близок, то они его потеряли.

И сам он, когда, бывает, возвращается на прежнее место жительства или работы, чувствует, что это уже не «его» место. Оно уже не такое, как было. Или, по крайней мере, не такое, каким он ощущал его тогда. Оно действительно могло измениться, но, возможно, изменился и он сам, и перестал быть тем человеком, который ощущал то место своим.

Причина та же: душа каждого человека тоже состоит из разных частей, и каждая должна быть исправлена и усовершенствована. Молодой он один, пожилой — другой, с другой ролью. Поэтому «прежний» он, сделав свое дело, должен «уйти» и дать дорогу «новому».

Но, в конечном счете, когда завершится этот процесс, все частицы одной души сойдутся воедино. Какой будет душа, после того, как покинет этот мир: душой старого человека, каким он обычно этот мир покидает, или молодого? Скорее всего, «обобщенного», ибо всё это аспекты общей души.

Аналогично, все люди — частицы общей, всеобъемлющей души Адама-человечества, поэтому, в конечном счете, они смогут объединиться в одном общем мире, который каждый человек и каждое поколение ощутит «своим». И тогда уже не будет необходимости в уходе одних людей ради того, чтобы дать дорогу другим, и сопровождающей этот уход горечи утраты.

Говоря об утрате, отметим также, что все эти теории, разумеется, — слабое утешение тому, у кого умер близкий человек. В чем бы ни была причина такого мироустройства, сейчас ему просто больно, сейчас ему не хватает того человека. И когда он спрашивает: «Почему???!», он не столько ищет реальные объективные причины, сколько выражает боль и то, как тяжело ему смириться с утратой. В этой ситуации теории бесполезны, а нужно элементарное сочувствие, поддержка и время, которое лечит.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.