Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто возделывает и охраняет Райский сад с тех пор, как Адам и Хава были изгнаны оттуда?

Темы: Рамбам, Рамбан, Рай, Смерть, Жизнь, Добро и Зло, Древо Познания, Комментарии, Адам, Хава

Отложить Отложено

Шалом! Спасибо за ваш труд, за ответы на множество вопросов. Мой вопрос таков. Написано в Берейшит: «И взял Господь Б-г человека, и поместил его в саду Эденском возделывать его и охранять его». Когда Адам с женой были удалены из сада, кто там остался (животные, ангелы)? Сад охраняют керувим? А кто сад возделывает? Или он сам по себе растёт и не надо его возделывать?

Возможно, вопрос немного детский, но всё же интересно, пользуется сейчас кто-то садом, обитает ли кто-то там сейчас. Спасибо! София

Отвечает рав Арье Гальчук

Здравствуйте, София!

Спасибо за замечательный вопрос.

Рамбам объясняет в комментарии к Мишне, что Ган Эден (Эденский сад) находится где-то на земном шаре, но путь к нему неизвестен. Вполне возможно, пишет он, что в этом саду растут еще неизвестные нам деревья с особенно сладкими и целебными плодами. В будущем Всевышний откроет людям путь к нему, и они смогут посетить этот чудесный сад и насладиться его красотой.

Этого мнения придерживаются многие ришоним Рамбан, Ибн-Эзра и другие. Они полагают, что историю о Райском саде следует понимать буквально, хотя в ней, безусловно, содержатся намеки на непостижимые для нас реалии высоких духовных уровней. Вот слова Рамбана: «Знай и верь, что Эденский сад (расположен) на земле, и в нем Древо жизни и Древо познания, и оттуда выходит Река и разделяется на четыре потока, видимых нами… Но подобно тому, как они (находятся) на земле, так и на Небесах (в духовных мирах) находятся объекты, называемые так…» (комментарий Рамбана к Берешит 3:22).

Возможно, Райский сад находится где-то на востоке, как сказано (Берешит 2:8): «…сад в Эдене с востока». Ибн-Эзра, например, убежден, что он располагается на экваторе. Такого же мнения придерживается Мальбим. В Райском саду, пишет он, были идеальные условия для жизни человека: деревья сами давали вкусные и питательные плоды, не было смены времен года, не нужно было искать защиты от холода и ветров, да и дожди там были не нужны, ведь «река выходила из Эдена для орошения сада…» (там же 2:10).

Вы правы, Адам был помещен в Райский сад «чтобы возделывать и хранить его» (там же, 2:15). И, всё же, нам легко понять, что работа Первого человека в саду заключалась не в поливе и прополке в этом не было необходимости, да и подходящих инструментов у него для этого не было. Была же это, безусловно, духовная работа, с помощью которой он мог поддерживать Сад в наилучшем состоянии.

В мидраше Сифре (глава Экев) поясняется, что «возделывать» означает изучение Торы, а «хранить» — исполнение заповедей. Поэтому в Торе тут же сказано: «И заповедал Б-г Всесильный человеку…» (там же, 2:16). Мудрецы объясняют (Санхедрин 56 б), что Он дал человеку семь заповедей, обязательных для всех народов мира, со всеми деталями заповедей («Аамек Давар»). А раби Хаим бен-Атар в своем комментарии «Ор а-Хаим» пишет, что и сегодня нашей духовной работой мы продолжаем возделывать свой уголок Райского сада.

Несколько слов о Дереве жизни и Дереве познания добра и зла. Дерево жизни, как это видно и из его названия, было призвано изменить смертную природу человека и принести ему вечную жизнь. Что же касается Дерева познания, то раби Нафтали-Цви-Йеуда Берлин в своем комментарии «Аамек Давар» объясняет: тот, кто поел от его плодов, вовсе не обязательно должен был творить зло. Сила этого Дерева заключалась в том, что, отведав его плодов, человек мог самостоятельно разбираться в том, что является добром, а что — злом, и, пользуясь собственным разумом, избирать добро и отдаляться от зла.

И, всё же, для Первого человека такое положение стало снижением его духовного уровня. Ведь до этого он был полностью слит со Всевышним и, не разбирая, что такое добро, а что зло, желал только того, что желает Творец. Теперь же он стал исполнять волю Всевышнего, понимая, что это правильно, и избегать зла, понимая, что это плохо. И поэтому, зачастую мотивацией его поступков может быть страх наказания или стремление получить награду. А такой человек уже не сможет полностью наслаждаться близостью к Творцу, находясь в этом мире. Теперь для того, чтобы получить награду, его душа должна будет покинуть тело. Поэтому он был лишен возможности жить вечно: вечная жизнь означала для него — потерять свою награду. Всевышний закрыл для него путь к Дереву жизни.

Итак, сегодня Райский сад скрыт от людей. Но, все же, путь к нему не закрыт навсегда. Рамбан в своем труде «Шаар а-Гмуль» («Врата Воздаяния») пишет, что душа праведника прежде, чем подняться к Престолу Славы и прилепиться к Всевышнему, посещает земной Ган Эден. У входа в Сад Всевышний поставил крувим и «пламенный меч вращающийся», чтобы охранять путь к Дереву жизни, — они пропустят туда только того, кто достоин этого.

Рав Залман Сороцкин в своей книге «Ознаим ла-Тора» замечает, что здесь содержится намек на два пути, с помощью которых человек может попасть в Райский сад: или путем страданий, которые очищают человека от грехов («пламенный меч»), или путем изучения Торы и исполнения заповедей. На этот второй путь «намекает» то, что поставлены охранять были именно крувим, изображения которых, как известно, будут на Ковчеге Завета.

Как мы уже упоминали, Дерево жизни было создано для того, чтобы принести людям вечную жизнь. Но человек был изгнан из Рая и не успел попробовать его плодов. Неужели в создании Дерева жизни не было смысла?

Раби Маймон, отец Рамбама, в своем послании «Игерет а-Нэхама» пишет: не может такого быть, чтобы Всевышний сотворил что-нибудь напрасно. Придет время, говорит раби Маймон, и Дерево жизни опять понадобится. Врата Эденского сада вновь откроются для людей, и каждый человек сможет попробовать плоды этого Дерева и жить вечно.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его