Темы: Воспитание детей, Ешива, Школа, Домашнее обучение, Хедер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Рав Кушнир. Я живу в Америке, баалат тшува более 19 лет, у меня 2 маленьких сына 6 и 4.5 лет. В нашем городе очень мало евреев, даже миньяна не соберется. Ни микв, ни учебных заведений. Мы семья инвалидов, и у нас нет средств, чтобы жить в дорогом городе Торонто.
С рождения до нынешнего времени мы сами растили и воспитывали наших детей. Они хоумскулеры (на домашнем обучении). В нееврейских заведениях не учились. Все ешивы и религиозные школы находятся в Торонто.
Мы приезжали и пытались определить детей в ешиву или хедер. Прошли интервью в двух ешивах и одной сефардской религиозной школе. Обе ешивы нам отказали. Причина, скорей всего в том, что мы не фрумы (букв. «благочестивые» — прим. ред.) и посему не члены клуба. Я ношу не парик, а косынку, а муж носит кипу, а не шляпу.
В 3-ей школе раввин, который проверял ребенка, был несказанно удивлен, что мальчик прекрасно читает Тору на иврите и уже окончил второй класс академической программы, но директрисе не понравился свободный дух хоумскулеров. Мои дети не привыкли к строгим рамкам, т.к. мы учимся все время и в удобное для нас время, не напрягая детей. Директор посоветовала мне отдать детей в летний лагерь, и в августе прийти еще раз на собеседование.
Рабби Кушнир! Мы все прошли советские университеты и знаем, что школа — это маленькая тюрьма. Вне школьных рамок мой ребенок прекрасно прогрессирует по программе, при этом никто не подавляет его личность, не ломает и не загоняет в рамки нашего ограниченного понимания того, что есть правильная система образования.
Популярность хоумскулинга растет и оправдывает все ожидания, но как быть с лимудэй кодэш (изучением Торы)? Это по настоящему больной вопрос. Известны ли вам какие-то методы обучения детей Торе в условиях, подобных нашим? Как нам быть и как обучать детей Торе, ведь давно не секрет, что большинство ортодоксальных ешив не берут детей баалей тшува без протекции больших известных раввинов, вроде Рабби Штейнмана, чего сам Рав Штейнман никогда бы не сделал. Но великого праведника уже нет с нами, и обращаться за помощью не к кому. Подскажите, как нам быть? Как выйти из этого адского круга?
Может, существуют ешивы типа открытого университета, где можно обучаться дистанционно, онлайн и получать кредиты? Чтоб всё было так, как в хороших ешивах? У нас нет возможностей на данном этапе сделать алию в Израиль. Есть ли ешивы/хедеры для русскоязычных детей, в которых можно учиться удаленно, без всех этих искусственно созданных преград, штампов и т.д.? Пожалуйста, помогите нам советом. С уважением, N.
Уважаемая N.!
Очень сожалею, что так складываются обстоятельства с Вашими детьми. Но не знаю, что вам посоветовать, так как не знаком с заведениями в Канаде и не имею там связей. О существовании йешив типа открытого университета, где можно обучаться дистанционно, не слышал.
Не хочется Вас огорчать, тем более в вашем положении, но есть тут проблема по сути. Надеюсь, что Вы будете готовы благосклонно выслушать.
Дело в том, что задача родителей не столько в том, как провести с детьми сложный период их роста, а в том, чтобы подготовить их к взрослой жизни. А это включает, в первую очередь, обучение детей делать то, что им НЕ НРАВИТСЯ… То, что они своим детским умом понять не могут. Взрослая жизнь не считается с нашими желаниями, и, если приучить ребёнка только к тому, что он привык и ему удобно, и всё выстраивать только в форме непринудительной, — это в будущем лишит его душевных сил, необходимых, чтобы подстроиться под ритм жизни, который не будет считаться с его желаниями и привычками. Такие дети, взрослея и выходя в большой мир, ломаются, замыкаются в постоянном ожидании лёгкого и привычного…
Другими словами, система, где детей держат в строгих рамках, — это как раз то, что позволяет им расти. Так принято в мире, и, тем более, в мире еврейском, где необходимо выстроить у ребёнка привычку находиться в рамках религиозных обязанностей.
Поэтому вряд ли стоит видеть сложившуюся ситуацию в негативном свете, и надо её пересмотреть. Ведь может быть (а может, и нет), свое внутреннее отношение и недоверие Вы «транслировали» раввинам йешив и вызывали у них ответную реакцию…
А по сути, нужно понять, какое место наиболее подходящее для Вашего сына, и просто надоедать им снова и снова, пока его не примут. Так, несмотря на все трудности, поступает еврейская мама.
Дай Б-г благословения Вам и всей семье.
С уважением, Ашер Кушнир
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Александр Горев
Гади Поллак
Хава Куперман,
из цикла «Уроки еврейской истории»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Основные принципы воспитания детей»
Гади Поллак
Хава Куперман
Интервью с Хавой Куперман
Авраам Коен
Браха Губерман
Когда в наше время говорят о ешиве, думают действительно об организованном заведении, предлагающем комплексную программу, задуманную создателями крупнейшей ешивы Воложина в начале ХIХ века: конечно же, это место, где учатся, но студенты там также спят и едят и получают в этой обстановке воспитание и образование.
Рав Ашер Кушнир
Макс Шамота
Ребенок возвращается домой после учебы в Хедере. Хедер — еврейская религиозная начальная школа. Название хедер впервые упомянуто в 13 в. В дальнейшем школы такого типа получили широкое распространение в среде ашкеназских евреев. Функционирование хедера на Украине и в Польше в первой половине 17 в. описано в книге «Пучина бездонная». Система, установленная в те времена, сохранялась в пределах Российской империи и в некоторых районах Австро-Венгрии вплоть до Первой мировой войны.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его