Темы: Запреты, Воспитание детей, Антисемитизм, Заповеди, Синагога, Вера и упование, Террор, Оружие
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПосле последних нападений на синагоги в Америке у нас в общине поговаривают о том, чтобы несколько прихожан обзавелись огнестрельным оружием, чтобы в случае необходимости дать отпор. Как на это смотрит еврейский закон, и что делать с оружием, например, в Шаббат?
Большое спасибо, что обратились к нам.
Действительно, после двух варварских нападений на синагоги — в Пенсильвании и Калифорнии — в Америке, да и в других странах заговорили о том, чтобы в каждой синагоге несколько молящихся имели при себе огнестрельное оружие. Подобные разговоры несколько лет назад велись и в Израиле — после ужасного нападения на синагогу в Ар Нофе, одном из районов Иерусалима. Некоторые организации даже предлагают специальные тренинги для членов еврейских общин — техника использования огнестрельного оружия.
Понятно, что не последнее место в этом трагическом списке занимает поджог в подмосковной йешиве «Торат Хаим». Но, поскольку на территории России и в странах бывшего Советского Союза запрещено хранение огнестрельного оружия, большинство обсуждаемых вопросов неактуальны для этих стран.
Этот вопрос затрагивает множество аспектов — как еврейского Закона, так и еврейского мировоззрения. К сожалению, не в каждом аспекте его можно до конца прояснить, но в любом случае давайте попробуем рассмотреть некоторые из возникающих проблем.
1. Оружие в синагоге
Шулхан Арух (Орах Хаим 151:6) запрещает заходить в синагогу с длинным ножом. Причина запрета: синагога предназначена для молитвы, которая продлевает человеку жизнь, а нож предназначен для убийства, поэтому они несовместимы. Современные галахические авторитеты говорят, что этот запрет относится к любому виду оружия.
Поэтому уже само по себе нахождение оружия в синагоге проблематично. Однако у этой проблемы есть решение: запрет нарушается, только если оружие находится на виду, если же оно покрыто одеждой, то входить с ним в синагогу не запрещено (Мишна Брура 151:22). Поэтому, например, если пистолет находится под пиджаком, можно входить с ним в синагогу. Если нет возможности прикрыть оружие, разрешено достать из него обойму с патронами, поскольку в таком виде оно не является оружием убийства (респонс Циц Элиэйзер 10:18-6).
Понятно, что этот закон действует в ситуации, когда нет реальной опасность для жизни молящихся (см. пункт 3). В противном случае, если нет другого выхода, разрешено находится в синагоге даже с оружием, которое на виду.
2. Оружие в субботу
С ношением оружия в субботу существует две проблемы: 1. можно ли носить оружие в месте, где нет эйрува? 2. является ли оружие мукце?
Там, где нет эйрува (как в большинстве общин диаспоры), в субботу запрещено выносить из одного владения в другое и переносить вне дома любые предметы, кроме одежды и украшений, которые на человеке.
Это касается и оружия. Поэтому, даже если оружие нести не в руках, а, например, на поясе, это будет нарушением запрета Торы — оцаа (запрет переносить), поскольку таков обычной принятый способ переноса оружия (Шулхан Арух, Орах Хаим 301:7). Этот вопрос уже рассматривался более подробно у нас на сайте (см. «Можно ли мне носить оружие в субботу?»). Получается, брать с собой оружие в синагогу и переносить его в месте, где нет эйрува, разрешается, только когда существует реальная опасность для жизни. Возможно, более приемлемым решением будет — заранее, до субботы, принести оружие в синагогу и спрятать его в безопасном месте.
Является ли оружие мукце? В основном, оружие предназначено для запрещенных в субботу действий и поэтому имеет статус кли ше-мелахто ле-исур (инструмент, предназначенный для работы, запрещенной в субботу). Т.е. его можно переносить, чтобы использовать по назначению или чтобы использовать место, где оно находится, но нельзя переносить ради его сохранности.
Но есть галахические авторитеты, которые полагают: наличие оружия является также сдерживающим фактором, т.е. потенциальные террористы, увидев или узнав, что в синагоге есть оружие, могут отказаться от нападения (Шмират Шабат кэ-Илхата 20:28). Поэтому, поскольку такое использование не подразумевает запрещенных действий, оружие будет иметь статус кли ше-мелахто лэ-этер (обычный инструмент, который разрешено носить). Но, даже если этого недостаточно, чтобы придать оружию статус кли ше-мелахто лэ-этер, и оно по-прежнему будет мукце, в любом случае его можно переносить, если его необходимо использовать в качестве сдерживающего фактора — подобно тому, как разрешено переносить молоток, чтобы колоть орехи (Орхот Шабат 19:62).
3. Угроза жизни
Известно, что по еврейскому Закону человеческая жизнь является абсолютной ценностью. Более того, любые заповеди и запреты — кроме запретов идолопоклонства, кровопролития и разврата — «отодвигаются» ради спасения человеческой жизни. Это верно как при реальной угрозе жизни, которая существует в данный момент, так и в случае, когда есть сомнения, есть эта угроза или нет.
Поскольку в ношении оружия есть и отрицательные моменты, как будет сказано ниже, необходимо хорошо взвесить, насколько есть основания предполагать, что в данной конкретной местности существует угроза для еврейской общины. Надо попробовать определить: эти нападения на синагоги — трагическое исключение или проявление тенденции — роста антисемитизма. Понятно, что не на последнем месте при таком определении должны быть оценки и рекомендации местных правоохранительных органов.
4. Эффективность оружия
Даже если мы определим, что в данном районе необходимы меры по охране синагог и других мест, где собираются евреи, ношение оружие частными лицами — не всегда наилучший выход.
Проблема в том, что, даже если человек прошел базовую подготовку по использованию оружия, это вовсе не означает, что он сможет использовать его надлежащим образом в реальной ситуации. Чтобы правильно реагировать в реальной ситуации, необходимы длительные тренировки, отработка навыков до автоматизма.
Так было во время последнего нападения на синагогу в Калифорнии: у одного из молящихся было с собой оружие, но он не смог использовать его надлежащим образом и только через некоторое время передал его бывшему военнослужащему, чтобы тот применил его. Время было потеряно, и тот стрелял уже по удаляющемуся автомобилю террориста.
Более того, согласно оценкам специалистов по безопасности, непрофессионал с оружием в руках в реальной ситуации зачастую может оказаться более опасным для окружающих, чем сам террорист.
5. Опасность оружия для окружающих
Еще одна опасность нахождения оружия в частном владении: зачастую оно может оказаться в пределах досягаемости для детей, психически неуравновешенных людей и др. По данным правоохранительных органов, процент несчастных случаев и самоубийств гораздо выше там, где у частных лиц есть доступ к огнестрельному оружию.
6. Культура оружия, воспитание детей и еврейское мировоззрение
Рассматривая эту проблему, стоит принять во внимание и тот факт, что распространение оружия в нашем обществе негативно влияет на воспитание детей. Если ношение оружия в еврейских общинах получит распространение, то в детском сознании может очень быстро сложиться образ супергероя, который с оружием наперевес борется с террористами, что не полностью соответствует еврейским ценностям. Детские игры в войну или с использованием игрушечного оружия никогда не приветствовались у евреев.
Мы должны понимать, что оружие — это только наше посильное использование своих возможностей (иштадлут), а не удивительная панацея для защиты еврейских общин. Не стоит забывать, что вера и упование на Творца — это то, что защищает нас, а излишняя самонадеянность и чрезмерная вера в свои силы может только повредить.
И еще одно. Наш учитель рав Бенцион Зильбер часто упоминает изречение наших мудрецов о том, что «человека ведут по тому пути, которым он хочет идти» (Макот 10 б). Вполне вероятно, что это актуально и в обсуждаемом случае: если человек будет стремиться защитить общину с оружием в руках, то вполне возможно, что Всевышний предоставит ему такую возможность. Поэтому не стоит быстро отказываться от «еврейских способов самообороны» — молитвы и упования на Творца.
Заключение
Как мы видим, ношение оружия для обеспечения безопасности в еврейских общинах — вопрос достаточно многогранный, здесь есть свои достоинства и недостатки. Поэтому наиболее приемлемым решением проблемы безопасности будет — заключить договор с местными правоохранительными органами или охранными организациями, чтобы они взяли на себя обеспечение безопасности молящихся.
Понятно, что зачастую это может оказаться непосильным расходом для и без того скудного бюджета общины. Поэтому в местах, где существует угроза, придется рассматривать вариант максимально интенсивного, по возможности, обучения нескольких членов общины владению оружием, подобно тому, как во многих общинах есть люди, окончившие курсы по оказанию первой медицинской помощи.
С уважением, Яков Шуб
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Бейт-Кнесет
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ицхак Зильбер
Проблема антисемитизма, его происхождение, почему религиозных евреев так не любят?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Основные принципы воспитания детей»
Рав Берл Набутовский
Расскажите мне о структуре синагоги