Темы: Москва, Ешива, Изучение Торы, Мир Торы, Диаспора, Бааль Тшува, Где учить Тору
Давно хотелось представить читателям ешиву «Торат Хаим». Представить так, чтобы вдруг стал понятен характер и индивидуальные черты этого уникального места.
Любой ешиве присущи определенные качества. Стоит поговорить с опытным человеком и узнаешь, что одна из них известна заботливым отношением к ученикам, другая — серьезным отношением к учебе, а третья — вниманием студентов к своему внешнему виду.
Каково же лицо «Торат Хаим»? Как возникла она в России, каким чудом пробилась сквозь московский асфальт, прижилась и даже породила немало талантливых знатоков Торы на этой плохо подготовленной к любой экзотике почве, отторгающей все чужое.
Помня правило, рекомендующее пользоваться только первоисточниками, я обратилась с просьбой рассказать все о ешиве к ее директору, идейному вдохновителю и организатору, а также главному редактору «Мира Торы» Александру Айзенштату. Мы разговаривали в течение двух вечеров. Вот плод наших бесед, прерываемых нескончаемым потоком телефонных звонков, взывающих к моему собеседнику.
ИДЕЯ
Идея создания ешивы в России возникла у меня в 80-х. Я поделился ею с равом Ицхаком Зильбером. Вместе с ним мы решили отправиться в Россию, посмотреть на изменившуюся после развала советской власти страну. Рав Ицхак хотел также посетить могилу отца. Я с большим трудом нашел деньги на авиабилеты, купил их, и мы полетели. Неожиданно рава Ицхака задержали в аэропорту в Москве. Причина — неверно оформленные документы. Мы договорились, что встретимся в Цюрихе, куда в любом случае собирались лететь из Москвы. Так я оказался в российской столице один. Эта поездка не была особенно плодотворной, но оказалась первым камешком в фундаменте будущей ешивы. Я окончательно уверился, что в России может существовать ешива.
ВСЕСТОРОННЯЯ ПОДДЕРЖКА
Всестороннюю поддержку идее создания ешивы в России оказал рав Мойше Соловейчик из Цюриха — наиболее авторитетный раввин Европы того времени. Я, прилетев в Швейцарию прямо из Москвы, встретился с ним. До меня об идее создания ешивы в российской столице раву Мойше Соловейчику уже рассказал рав Зильбер. Я тоже говорил с равом. Рассказал, что хочу начать с создания в Москве небольшого бейт-мидраша, куда смогут приходить учиться молодые евреи. Рав Соловейчик одобрил и благословил эту идею и создал общественный комитет, который многие годы поддерживал российскую ешиву морально и материально. В комитет вошли три человека: сам рав Мойше, уже покойный рав Вольф Розенгартен и, да продлит Всевышний его годы, рав Алекс Левинштейн. Уже тогда в 1989 году этим трем раввинам было за 75 лет. Ежемесячно комитет передавал в Москву весь бюджет ешивы, освобождая ее руководство от необходимости заниматься поиском средств самостоятельно.
ПЕРВЫЙ ГЛАВА ЕШИВЫ
Первые пять лет существования ешивы совпали с последними годами жизни рава Мойше Соловейчика. Я всегда считал его официальным руководителем «Торат Хаим». На любые вопросы, а в первые годы существования ешивы нам задавали много вопросов, спрашивали: «Почему это делается именно так? Почему учебным процесс построен именно таким образом?» — ответ был всегда один:
— У нас есть руководитель рав Мойше Соловейчик. Вот его адрес и телефон, обращайтесь, получайте необходимую информацию.
Сам же рав Соловейчик абсолютно не вмешивался в нашу деятельность. Он приехал в ешиву один-единственный раз на праздник, связанный с внесением свитка Торы в бейт-мидраш «Торат Хаим». Это было приблизительно в 1993 году. Рав Мойше пробыл в ешиве три с половиной дня. Ни во время пребывания в России, ни до этого, ни после он не давал никаких указаний о том, что и как учить, кого принимать в ешиву, а кого нет. Конечно, если ему задавали какие-то конкретные вопросы, он на них отвечал. Но, в основном, беседы о ешиве с ним сводились к каким-то общим принципиальным идеологическим рекомендациям.
После смерти рава Мойше Соловейчика еще пять лет комитет возглавлял рав Розенгартен. Он же, соотвественно, осуществлял и финансирование ешивы. Когда ему не удавалось найти достаточно пожертвований для «Торат Хаим», рав Вольф покрывал недостаток из собственного кармана. Он тоже никогда не вмешивался в организационный или учебный процесс, хотя, несмотря на занятия бизнесом, очень серьезно изучал Тору и, несомненно, мог бы что-либо изменить в работе ешивы.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН
К концу 80-х годов практически все евреи, успевшие приобщиться к Торе в СССР, уехали в Израиль. За право выезда они мучительно боролись, много раз подавая прошения выпустить их из «самой счастливой страны», но снова и снова получали отказ. Некоторые из них ждали израильскую визу десятилетиями, постоянно серьезно учились и успевали продвинуться в знании Торы и соблюдении заповедей. В Москве и других крупных городах советского государства существовали довольно большие группы религиозных людей, соблюдающих заповеди, изучающих Талмуд. В середине 70-х железный занавес дрогнул и приоткрылся. Среди первых евреев, покинувших СССР, было много религиозных людей. А в 80-х практически всеобщим стало такое мнение: «Тот, кто хотел приобщиться к Торе, уже приобщился, а приобщившиеся уже уехали». Считалось, что теперь на просторах СССР практически не осталось евреев, желающих учить Тору и знакомиться с еврейской традицией. Соответственно взгляд на возможность подобной преподавательской деятельности в России был резко негативным. Тем более никто не разделял моего оптимистического желания создать в Москве ешиву.
Но я думал и думаю по-другому. Уверен, что приобщиться к Торе через отдельные уроки очень трудно, если вообще возможно. Бывают, конечно, исключения. Именно ешива — это место, где посвящают себя Торе, где воспитываются в духе Торы, и желающие прийти в ешиву, чтобы следовать заповедям, постигать учение Всевышнего есть и будут в любое время.
Бесконечно много раз я объяснял различным людям простую истину: между студентом, который приобщился к соблюдению заповедей и начал серьезно изучать Тору в 70-80-х годах и в 90-х, нет никакой принципиальной разницы.
Сегодня в 2007-ом многие тоже говорят, что сейчас, когда столько возможностей получить престижное образование, сделать карьеру и заработать, уже нет несчастных еврейских студентов, которых ждет зарплата в 120 рублей. Так кто же пойдет учиться в ешиву?! Я уверен, что это ошибочное мнение в принципе. В Париже, Лондоне и Нью-Йорке тоже можно получить образование, сделать карьеру и заработать. Но там есть молодые люди, которые прерывают свою профессиональную деятельность и идут учиться в ешивы. Их не так много, но они есть. И в 80-х, когда мы начинали работать в Москве, они тоже были, и приходили учиться, и оставались в ешиве. То же самое происходит и сегодня в первом десятилетии XXI века.
СТАНОВЛЕНИЕ
Практически с первых месяцев нашей деятельности, пришедшихся на начало 1989 года, ешива была ешивой. Сразу нашлись молодые люди, которые захотели серьезно учиться, и уже с первыми учениками мы занимались с утра до позднего вечера. Кто-то из них проводил в бейт-мидраше, созданном в арендованной квартире, большую часть дня, кто-то приезжал только по вечерам или несколько раз в неделю. В первые же месяцы появились ребята, жители Москвы, которые переехали жить в ешиву и проводили в ней целый день.
УЧЕНИКИ
На первом этапе учебы в ешиве идет элементарное приобщение к еврейскому образу жизни. Позже постепенно ученику открывается путь познания Торы, которая уже воспринимается им самим как основной смысл жизни. По мере продвижения в изучении Торы жизненные планы такого человека меняются, он уже не мечтает об институте и карьере, а думает, как продолжить изучение Талмуда в одной из ешив Эрец Исраэль.
Я попробую объяснить, почему это происходит. Дело в том, что учеба в ешиве практически всегда ведет к резкому изменению мировоззрения. Знакомство с еврейской традицией, начало соблюдения заповедей, изучение Торы переворачивает взгляд человека на мир.
Обычно светский человек представляет себя деятелем на арене жизни. Большинство людей не задумываются над философскими вопросами существования мироздания, но современное общество через культуру и образование внедряет в мозг человека эллинистический взгляд на мир. Главный его момент — первичность материи. Возвращаясь к традиционному еврейскому образу жизни, человек постепенно приходит к пониманию того, что мир создан Творцом. Эта новая идея о Творце совершает полный переворот в сознании и отношении к окружающим, служит поводом и причиной для глобального изменения образа жизни. Начало соблюдения законов субботы и кашрута, изменения в семейных отношениях, в отношении к противоположному полу… Получается, что влияние Торы кардинально меняет всю картину жизни. Понятно, что человек хочет глубоко понять Тору, осознать ее мудрость. А ешива — это место, наполненное Торой. Именно здесь он может сделать ее своей. Ради Торы такой человек стремится в ешиву, а прийдя, остается в мире ешив надолго.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Успешный преподаватель для «Торат Хаим» — это человек, приятный в общении, симпатичный, чуткий. Хорошие качества должны, конечно, сочетаться с глубоким знанием Торы. Важна и направленность в сторону учеников, способность представить глубину и красоту еврейской традиции.
Существует расхожий подход в приобщении к Торе евреев из России, который можно назвать методом массовиков-затейников. Обычно в рамках этого подхода людям предлагают не слишком обременительные и увлекательные лекции на простые темы. Почему-то считается, что упрощение привлекает к соблюдению.
Мы утверждаем принципиально другое: человек должен очень серьезно изменить жизнь, чтобы стать соблюдающим евреем, вести традиционный образ жизни. Мы стараемся максимально открыть нашему ученику истинный смысл заповедей Творца, показать их влияние на жизнь еврея. Я считаю, чем лучше мы сумеем объяснить основы традиции, тем больше он воспримет ее и позже правильнее поймет более сложные вопросы Торы.
УЧЕБА
Главная книга, которую изучают в «Торат Хаим», да и во всех ешивах мира — это Вавилонский Талмуд, по-другому называемый гемара. Изучение гемары — основная форма изучения всей Торы, поэтому задача ешивы привести учащегося к самостоятельному изучению и пониманию гемары как можно быстрее. Обычно основные подходы в восприятии и понимании Талмуда ученикам объясняют уже в первой группе. Сначала уроки ведутся на русском языке с использованием текстов на иврите. Во второй группе, куда переходят через полгода обучения, с помощью преподавателя начинают работать с оригинальным текстом гемары, пробуют самостоятельно переводить и понимать его. Пятикнижие, философские книги и книги законов являются дополнительным вспомогательным материалом.
В ешиву мы принимаем евреев любого возраста, готовых серьезно учиться. Среди наших учеников были люди с незаконченным средним образованием, спортсмены, наркоманы, бывшие заключенные. Конечно, большинство — молодые нормальные ребята, но мы готовы работать со всеми.
ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ТОРЫ
Учащиеся ешивы изучают Тору и достигают довольно серьезного уровня в понимании Талмуда. Поэтому в ешиву и колель приезжают раввины, способные поддерживать этот уровень, а не русскоговорящие преподаватели-популяризаторы. Они — живые носители традиции, живущие Торой. Москвичи, которые посещают отдельные уроки или приезжают в ешиву, чтобы кашерно провести субботу и праздники, в той или иной степени сталкиваются с этими раввинами, могут задавать им любые вопросы, просто общаться и получать информацию о Торе и заповедях. И мы видим, что существование ешивы влияет на евреев Москвы, приобщающихся к еврейской традиции, делающих первые шаги в изучении Торы и соблюдении заповедей. На мой взгляд, это один из основных плодов деятельности ешивы в России — являясь настоящим центром изучения Торы, она дает российским евреям представление об истинном аутентичном иудаизме.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»