Темы: Зависть, Характер, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак перестать ОСУЖДАТЬ других, СПЛЕТНИЧАТЬ, ЗАВИДОВАТЬ? Постоянно испытываю чувство зависти к успехам своих подруг и просто знакомых, хотя, если у них случается неприятность и они, бывает, делятся со мной, то испытываю некоторое удовлетворение... но позже становится так тяжело на душе. Осуждаю поступки своих близких/знакомых в момент их ошибок, но, когда попадаю в аналогичную ситуацию, поступаю еще абсурднее и «опаснее». От этого часто страдаю. Но не могу с собой ничего поделать. N.
Здравствуйте, N.!
Прежде всего, хотя Вы обращаетесь с «плохой новостью» о Вашем состоянии, у меня для Вас хорошая: Вы уже умеете достаточно трезво на себя смотреть и анализировать свои поступки. Вы уже в состоянии понять истинные причины своего поведения, признать, что оно нежелательно. Это большое достижение — ведь многие люди успешно занимаются самообманом и внушают себе, что сами они в полном порядке, а во всех трениях и скандалах виноваты исключительно окружающие. Вам же хватает проницательности, честности и смелости проанализировать ситуацию и взглянуть правде в глаза. Это многого стоит.
Осталось лишь развить анализ дальше.
В чем причина зависти человека к другим и стремления их принизить?
В низкой самооценке, в недостаточном самопознании.
Кто я? Что мне надо? Куда я иду?
А… как все. Куда мой друг, туда и я.
И если друг что-то получил или чего-то добился — ой! А я нет! Значит, я от него отстал! Значит, я ничтожество!!!
Нет, постойте, смотрите, друг допустил промах, поступил неправильно — значит, не такой уж он успешный — И НЕ ТАКОЙ УЖ Я НЕУДАЧНИК!!!
Если человек не прояснил для себя, кто он, какие у него достоинства и недостатки, какая у него роль в жизни, куда он стремится, то он естественным образом делает своим ориентиром других. Куда идет друг, туда и я, чего добился он, того должен добиться и я.
Но таким образом получается, что человек живет не своей жизнью, а чужой. Точнее, никакой. Ибо на самом деле то, что предназначено другу, придет к нему, а не ко мне. А если я и умудрюсь заполучить это, то мне это на пользу не пойдет и ту же службу не сослужит. Если, например, у друга музыкальные способности и он заполучил рояль, а потом начал давать концерты, то мне, не обладающему аналогичными данными, ни к чему ни этот рояль, ни возможность выступать. Никак они мне не помогут — а если и добьюсь их, то только потеряю, опозорюсь.
Необходимо осознать, что у каждого человека, включая и меня, и Вас, своя уникальная личность и своя роль. То, что мне в жизни предназначено, Б-г мне даст, вне зависимости от того, что есть у друга. И если тот в чем-то преуспел, мне не жалко, у меня свои достоинства и достижения, нынешние или будущие. Если друг достиг какого-то пункта назначения, куда-то приехал, а у меня на пути еще ничего не видно, это значит не то, что я от друга отстал, а то, что у меня другой путь, на котором по-другому расставлены остановки. А если друг совершил какую-то ошибку или его постигла неудача, то мне его искренне жаль — мне-то от этого никак не легче.
Но верно и то, что всё это теории, а на практике бывает сложно настроить себя именно на такие чувства. Есть даже такое понятие — «общая беда» (царат рабим): когда не один я в беде, а все мы, все в одной лодке, не дай Б-г, тогда легче. Не физически — так психологически. Человеку очень важно не только и не столько преуспеть, сколько быть не хуже других. Поэтому велик соблазн желать, чтобы у других было не лучше, чем у меня, принижать их успехи, радоваться их неудачам. Как же с этим бороться?
Лично я, например, нахожу, что легче по-настоящему хорошо относиться к людям, когда знакомишься не только с ними, но и с их семьями, бываешь у них в гостях. В учебном заведении или на работе, где бывают непростые взаимоотношения, в человеке легко увидеть потенциального конкурента или обидчика, часть окружающей тебя «толпы», не всегда дружественной. Но дома видишь его скорее как отдельного человека, в целом, хорошего и безобидного, обитателя своего мирного дома, сына (дочь) своих родителей, отца (мать) своих детей, которые его любят и болеют за его успех. Тогда и мы естественным образом смотрим на него более позитивно, с симпатией, не желаем ему зла и не склонны осуждать его и сплетничать о нем, даже если возникают поводы.
Сплетни (рэхилют) и злословие (лашон а-ра) считаются в религиозном еврейском обществе большим грехом, среди прочего, потому, что приводят к беспричинной ненависти людей друг к другу (синат хинам). А из-за нее, по словам мудрецов, был разрушен Храм и изгнан и рассеян по всему миру наш народ.
Спрашивается: конечно, взаимная ненависть ужасна, но почему она считается «беспричинной»? Ведь ненавидят обычно ЗА ЧТО-ТО! Если же человек ни мне, ни другим ничего плохого не делает и никак не угрожает, то и ненависти он не вызывает. (Окружающие нас люди, включая членов семьи, могут вызывать раздражение, но это не ненависть — мы ведь не желаем им зла, а лишь хотим, чтобы не раздражали нас, чтобы поняли).
Ответ, возможно, такой. Возьмем противоположность ненависти — любовь. Как несложно доказать, она на самом деле представляет собой не только и не столько восхищение какими-то положительными качествами человека, сколько близость к этому человеку и единение с ним. Отца или брата, или сына я люблю не потому, что он объективно хороший — он может быть всяким, — а потому, что он мой близкий, он часть моего большого «я». И тогда мы естественным образом склонны видеть в нем хорошее, как склонны видеть хорошее в самих себе. И если кто-то будет отзываться о нем нехорошо, мы автоматически станем на его сторону, потому что он «свой», потому, что, если обижен или очернен он, то, по сути, и я — «мы». «Наших бьют!»
Ненависть же — отчуждение и отдаление от человека, в результате которого мы перестаем видеть его как близкого, «своего», одного из «нас» и начинаем видеть как «чужого». А тогда при любом недоразумении он может казаться потенциальной угрозой, противником, оппонентом. Отсюда и чувство, что надо как-то устранить угрозу, «дать отпор» — уничтожить если не физически, то морально, очернить, осудить.
Если посмотреть на мир с этой точки зрения, увидим, что огромная доля конфликтов зиждется именно на подобной беспричинной ненависти. У многих стран, включая великие державы, на самом деле нет причин для взаимной вражды, им нечего делить, но, тем не менее, умудряются друг друга ненавидеть из-за отчуждения и непонимания, стены между «своими» и «чужими», вследствие чего каждая сторона представляется другой злом и угрозой. Так же — и разные партии в одной стране, и разные люди в своей личной жизни. В очень многих случаях оказывается, что ненавидят люди друг друга «на расстоянии», когда мало друг о друге знают и понимают и «издалека» видят образ врага. Стоит же рассмотреть поближе, обнаруживается, что тот образ мало соответствовал реальному человеку.
Поэтому для того, чтобы побороть негативные чувства и преодолеть свою внутреннюю враждебность, надо попытаться перестать видеть в человеке «чужого». Сблизиться с ним, увидеть его жизнь, понять его чувства, почувствовать «своим», и тогда естественным образом болеть уже за него.
Конечно, это тоже легче сказать, чем сделать, но попробовать можно.
Желаю всяческих успехов в жизни и Вам, и Вашим подругам, каждому из нас найти себя и достигнуть успехов на своем уникальном пути!
С уважением, Меир Мучник
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Это всё должно было быть моим, но по недоразумению досталось ему...
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Зависть проистекает от несовершенства души.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Отзывчивость и щедрость
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Хана Лернер
Рав Барух Лехт
Эстер Оффенгенден
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его