В каких случаях, говоря об умершем, мы добавляем «благословенна его память»?20 марта 2017 года, отвечает Рав Мендель Агранович Здравствуйте, у меня вопрос: в каких случаях употребляется выражение «זכרונו לברכה» («зихроно ли-враха» — «благословенна его память»)? На письме употребляют сокращение ז"ל («заль») после имени отошедшего в мир иной человека. А в разговорной речи? Я обязана всегда говорить «зихроно ли-враха»? А как быть в случае, когда я не была знакома с человеком лично? Заранее спасибо. Галина Читать дальше |
|
Почему завоевать доверие так тяжело, а потерять — так легко?12 февраля 2017 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! Хаг Ханука самеах! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: почему человеку нужно сделать очень много хорошего для того, чтобы ему стали доверять, и лишь единожды оступиться для того, чтобы перестали верить? Читать дальше |
|
Можно ли сделать замечание ученику при всем классе?1 ноября 2015 года, отвечает Рав Лейб-Нахман Злотник Уважаемые раввины! Я уже достаточно долго преподаю в одном учебном заведении. Есть несколько часто встречающихся вопросов, связанных с запретами позорить ближнего и говорить о нём дурно. Ситуации всегда несколько варьируются, но принцип общий: 1) Можно ли сделать замечание ученику (ученице) при всём классе? 2) Можно ли обсуждать на педсовете с другими преподавателями положительные и отрицательные стороны воспитанников? 3) Можно ли сообщить о плохом поведении или успеваемости ученика дирекции учебного заведения или родителям? 4) Можно ли передать негативную информацию другим педагогам, у которых этот воспитанник будет учиться в следующем году? Т. Читать дальше |
|
Зачем в синагогах устанавливают календарь с датами кончины родственников членов синагоги?10 февраля 2014 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте! Я живу в Германии. Мы решили у нас в общине приобрести йорцайт-доску с табличками (календарь, где указываются даты кончины ролственников членов синагоги) для установления в молельном зале. Сначала хотели сами сделать, но потом узнали, что можно заказать в Израиле. Один знакомый раввин помог. Полгода назад купили и установили. Сейчас уже заказано 28 табличек. Большинство членов общины отнеслись к этому положительно. Но некоторые люди категорически отвергают нахождение йорцайт-доски в помещении синагоги (молельного зала), хотя другого подходящего места у нас и нет. Некоторые даже пересели на другие места. Некоторые обзывают её прямо ругательными словами. И это продолжается уже около полугода. Как я видел в интернете, такие йорцайт-доски висят во многих синагогах мира. Я, честно говоря, не понимаю, почему у некоторых людей такое отношение. Я хотел бы вас попросить ответить мне: для чего, зачем и почему такая доска нужна в нашей традиции. Чтобы я смог с вашей помощью квалифицированно ответить. Заранее благодарю за ответ. Михаил Читать дальше |
|
Почему во время хупы никто не сидел, хотя стулья были расставлены?4 февраля 2014 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, недавно были на роскошной свадьбе дочери одного из руководителей нашей общины. В месте, где проходила хупа, организаторы расставили стулья, однако во время хупы никто не сидел, скажите почему? Читать дальше |
|
Мы перезахоронили дедушку. Что делать с памятником, который остался на старой могиле?5 декабря 2013 года, отвечает Рав Давид-Йеуда Вертлиб Добрый день. В связи со сносом памятника мы перезахоронили дедушку. Что делать с памятником, который остался на старой могиле? Спасибо. Юрий Читать дальше |
|
Почему Раби Акива не помог своим ученикам справиться с тщеславием и неуважением к ближнему?15 июля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом, уважаемый рав Реувен! Если тысячи учеников р. Акивы при их уровне мудрости и духовности были сильно связаны с материальным миром и не уважали друг друга, т.е. свои постижения в области мудрости и духовности ставили выше других, то возникает вопрос. Видя в своих учениках эту серьёзную поражённость души самолюбием, тщеславием и неуважением к ближнему, тем более — при их уровне духовности, почему р. Акива не помог им с этим справиться? Почему своим примером и наставлениями, например, из притч Шеломо: «Явится высокомерие — явится и посрамление; у смиренных же — мудрость» (11:2); «От высокомерия только раздор происходит, а у советующихся — мудрость» (13:10); «Во рту у глупого — бич гордыни, но уста мудрых берегут их» (14:3); «Пред сокрушением — гордость, и пред падением — высокомерие. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (16:18—19); «Высокомерие человека унижает его, а смиренный духом стяжает честь» (29:23), он не научил своих учеников уважать и любить ближнего, который, по их мнению, не столь мудр и духовен, как они? Я нисколько не считаю себя имеющим право судить педагогический дар р. Акивы (лишь пытаюсь понять), но когда врач взялся лечить 24 тысячи больных (материальностью) и не смог им помочь (все умерли) — я бы побоялся обращаться к такому врачу… Почему р. Акива не смог помочь своим мудрым (самым большим мудрецам того времени) и высокодуховным ученикам научиться любить и уважать ближнего, когда сам же говорил, что в этом — мудрость и суть Торы, или почему его мудрые ученики не были на это способны? Помогите понять. С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Есть ли заповедь уважать детей?20 мая 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый раввин, Мой вопрос, возможно, покажется Вам странным: я мать трёх довольно взрослых детей. К сожалению, между нами есть много ссор. Каждый раз я пытаюсь обратить внимание детей на то, что они обязаны уважать свою маму. Но как-то слышала, что есть также заповедь уважать детей. Я искала, но такой заповеди не нашла. Не ужели есть такая заповедь? С уважением, Р. Читать дальше |
|
Почему умерли ученики рабби Акивы?15 апреля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте. В Гемаре говорится, что ученики рабби Акивы умерли от аскера. Почему им полагалась именно такая смерть? С уважением, Игорь Читать дальше |
|
Есть ли какие-то специальные правила или законы отношения к священным книгам?5 декабря 2012 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, есть ли какие-то специальные правила или законы отношения к священным книгам? Если есть, не могли бы вы вкратце назвать основные и важнейшие? Заранее благодарю, Александр Читать дальше |
|
Каков статус святости еврейских кладбищ?15 октября 2012 года, отвечает Рав Яков Шуб ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОДРОБНЕЙ УЗНАТЬ О ЕВРЕЙСКИХ КЛАДБИЩАХ. Каков их статус относительно святости? Есть ли разница в их значении в Израиле и диаспоре? Есть ли разница в статусе еврейских кладбищ в самом Израиле? Например, на Масличной горе и горе Герцля? Как мы должны относиться к попыткам властей ликвидировать старые кладбища в галуте и Израиле? Есть ли какой-то срок давности, после которого территория кладбища может отойти под дорогу или застройку? Связан ли этот вопрос с будущим возрождением мёртвых? Спасибо. Читать дальше |
|
Почему ваша одежда не соответствует погодным условиям?24 июля 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом, раббаним. Почему ортодоксальный иудаизм имеет такую внешнюю форму выражения, несоответствующую погодным условиям (чёрные лапсердаки, шляпы с полями, иногда меховые шапки)? Чем обуславливается консерватизм внешнего вида и деление по внешним признакам внутри иудаизма (харидим, купа сруга, хасидизм)? Спасибо, Мирон, Наария Читать дальше |
|
Неуважение — это проклятие?13 мая 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Скажите, пожалуйста, в чем отличие слов «арур» и «клала», ведь оба этих слов обозначают прокятие? Александр Читать дальше |
|
Старец не развьючивает осла своего врага?15 марта 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день, вопрос по главе Мишпотим, гл. 23 ст. 5: «Если увидишь осла врага твоего лежащим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним». Вопрос о комментарии Раши на слово «развьючь» — азов тазов имо. Раши пишет: Здесь это слово означает «помогать», как в стихе «…и раскается Он (в решении) о рабах своих, когда Он увидит, что ослабела рука их и нет ни заключенного, ни вольного (вэ-эфес ацур вэ-азув)» (Речи 32, 36). И также «ва-йаазву — и укрепили Йерушалаим до стены» (Нехемия 3,8) — заполнили землей, чтобы укрепить и упрочить стену. (Что касается слова ки — «если увидишь осла и т.д.», то) подобное (употребление находим в стихе) «Если скажешь в сердце твоем: Числом эти народы больше меня и т.д.» (Речи 7, 17—18) — «Быть может, ты скажешь так?» Это вопрос. — «Не бойся их, (и не говори так)». А наши мудрецы давали слову азов hалахическое толкование: «Если увидишь (осла врага твоего)… откажешь» — в некоторых случаях ты отказываешь, а в некоторых случаях помогаешь. Каким образом? (Если это) старец и недостойно его (развьючивать осла) — откажешь. Или если животное принадлежит иноверцу, а поклажа принадлежит Исраэли — откажешь (Мехильта). Почему про старца сказано откажешь? Может, поможешь? Н. Читать дальше |
|
Что написано в Торе о бережном отношении к природе?25 декабря 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Мне приходилось сталкиваться с таким мнением, что будто бы в Торе есть примеры должного отношения человека к природе. Вы могли бы рассказать об этом? С уважением, Дава Читать дальше |
|
Как относиться к вскрытию тела (трупа)?11 декабря 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте. Меня интересует вопрос отношения к вскрытию тела (трупа). В России в настоящее время избежать помещения тела в морг и его вскрытия практически невозможно (судебно-медицинская экспертиза — обязательно, патологоанатомическая по закону может не проводиться, но на практике все равно проводится — «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года N 5487—1 ст. 48; Приказ министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29 апреля 1994 г. N 82, раздел «О проведении патологоанатомических вскрытий»). Это существенно затрудняет проведение над умершим должных обрядов. Как должны действовать родственники в случае смерти близкого? P.S. Я вполне отдаю себе отчет в том, что Россия — светское государство, а это в первую очередь примат права над религиозной традицией, и не хочу никого провоцировать, просто хочу знать, как обстоят дела в этой области. Читать дальше |
|
Можно ли мужчине молиться в шортах и футболке с короткими рукавами?21 августа 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Можно ли молиться в шортах мужчинам? Можно ли молиться без носков мужчинам? Можно ли молиться в футболке с короткими рукавами мужчинам? Прошу Вас ответить на эти вопросы и, если есть запрет, прошу пояснить, в чем он заключается и почему именно нельзя, с точки зрения Торы. Читать дальше |
|
Какая женская одежда кошерная?3 августа 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин У меня вопрос по женской одежде. Заходила в интернет и ничего не нашла. Выставьте картинки: как должна быть одета женщина. Есть какая-то мода на кошерную одежду? И самый главный вопрос: о покрытии головы. Из аудиолекций я поняла, что носят парики. Что-то такой вариант мне не нравится, и душа не принимает. Так как красиво покрыть голову? В книге «Женщина женщине» прочитала, что у одной праведной женщины даже стены дома не видели ее волос. Это нормально? Или это как метафора? Дома и летом в платке очень жарко. Уделите на сайте одежде женщин больше материала. Нам трудно ориентироваться и правильно понимать, что к чему. Спасибо. Очень-очень жду публикаций и картинок (так нагляднее, согласитесь?). Светлана, Россия. Читать дальше |
|
Я всегда должен вставать перед пожилым человеком?6 июля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Сказано: «Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца». Всегда ли эти слова следует понимать и исполнять буквально? Т.е. бывают бытовые ситуации, когда, например, я сижу, подходит седой/пожилой человек, говорит пару слов и идет дальше, всегда ли в этих случаях надо встать? А бывает, что в общественном месте или во время какого-то мероприятия это привлечет внимание и нарушит порядок... Заранее благодарю за ответ! Читать дальше |
|
Можно ли стирать написанное имя Б-га?31 января 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Шалом! Вопрос относительно запрета стирать имя Бога. Как быть, если есть необходимость писать имя Бога при подготовке статьи или заметки и при этом есть сомнения в дальнейшей сохранности данного источника, на котором было написано Его имя? То же касаемо написания в электронных текстовых документах? Читать дальше |
|
Зачем Исраэль поклонился к изголовью ложа?2 декабря 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, ребе. Как понять эти слова из Берейшит? Не понятно, зачем Исраэль поклонился к изголовью ложа? «И сказал он: Поклянись мне! И он поклялся ему. И поклонился Исраэль к изголовию ложа». С уважением, Иван Читать дальше |
|
Лучше служить идолам?!27 декабря 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин «Лучше человеку исполнять чуждую ему работу, но не нуждаться в милости других» (В. Талмуд, Бава Батра 110а) Не могли бы Вы прокомментировать это высказывание и более углубить понимание этого: верно ли я понял, что чуждая работа это авода зара (поклонение идолам)? Если нет — то о чем идет здесь речь? А если все же авода зара, по какой причине она предпочтительна перед милостью других? Большое спасибо за все предыдущие ответы, и заранее благодарю за последующие, которые, да будет на то Воля Ашема, будут. Михаэль Читать дальше |
|
Как уважать коэна?11 августа 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Как именно следует «уважать коэна»? Можно ли его просить передать что-то, скажем, за трапезой, или помочь в чем-то другом (и о чем не следует просить)? И не может ли способствовать уважение коэна возобладанию его гордыни? Спасибо! Д., Израиль Читать дальше |
|
Почему мы не обращаемся к Всевышнему на Вы?22 июня 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин На русском языке есть разница в обращении на ты и на Вы, на иврите так говорят только бней ешивот. Я написал письмо на иврите профессору, обратившись к нему на Вы (атэм ктавтэм), что очень развеселило его. На моё объяснение ему, что это лишь форма уважительного обращения, он мне пишет: «По моему скромному мнению, это обычай, пришедший к нам из идиш и чуждый языку иврит. Мне кажется, что Вы обращаетесь ко мне во множественном числе. Это, без сомнения, второе лицо множественного числа: “вы правы”. Я знаю, что в некоторых языках выражают уважение к ближнему, обращаясь к нему в третьем лице или во множественном числе. Но при всём уважении к учителям — а я за то, чтобы выражать им уважение — мне кажется, что это всё-таки преувеличение: выражать им уважения больше, чем Всевышнему, к Которому мы обращаемся во втором лице единственного числа: “Ты избрал нас” и т.д. ». Мой вопрос: действительно, почему к В-севышнему мы обращаемся на ты (с множественным числом, понятно, есть проблема, но почему не в третьем лице? Аврех Йеуда, Иерусалим Читать дальше |
|
Что плохого во вскрытии трупов?24 мая 2009 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Разрешает ли иудаизм вскрытие трупов? Александр, Москва Читать дальше |
|
Не суди ближнего, пока не побывал на его месте?19 декабря 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом, дорогие учителя! Вопрос вот какой: мудрецы говорят, что не судить ближнего, пока не побывал на его месте. Но даже если и ситуация может случиться с тобой подобная, то как быть с индивидуальными наклонностями? И выходит, что, побывав в подобных условиях, разрешается судить своего ближнего? Тимофиев Владимир, Ивано-Франковск, Украина Читать дальше |
|
Что Тора и Талмуд говорят по поводу опозданий?11 июля 2008 года, отвечает Рав Овадья Климовский Мир вам, Рабби. Ответьте, пожалуйста, что Тора и Талмуд говорят по поводу опозданий (в частности опоздания на религиозное служение)? Куксо Сергей Минск, Беларусь. Читать дальше |
|
Вино и хлеб не должны видеть друг друга?1 мая 2008 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте уважаемые раввины!.. |
|
Как относиться к дедушке, который работал в «органах»?2 июля 2007 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, рав Бенцион. Однажды в субботу я зашла в темную ванную (до выключателя было не дотянуться) и обнаружила там трех живых кур. Потом мне рассказал папа, что дедушка их сам режет (в свои пять лет я прекрасно знала, кто такой шойхет; с трудом, но умела прочитать ивритский текст с огласовками), что когда в нашем городе умирал шойхет, он успел научить дедушку резать (правда, дедушка резал только для себя, считал, что без документа и соответствующего разрешения не может резать для других немногочисленных желающих). Он же поставил обоим своим детям хупу. Они с бабушкой, когда стало возможным, восстанавливали по кирпичикам общину нашего города, боролись за здание синагоги, спасали от утилизации старые книги со святыми текстами, гоим из музея приглашали их как специалистов по ивриту. В девяностых бабушка с дедушкой уехали в Израиль. Сейдер стал вести папа, кидуш остался только вечерний(мама и папа работали в субботу днем), ханукальные свечи, праздники, никакой свинины дома... Так подробно я это пишу, чтобы стало ясно, какой шок я испытала, когда случайно узнала, что мой дедушка работал на \"органы\", что начал это после того, как ему пригрозили чуть ли не расстрелом. Не знаю, что именно он делал для них, и если честно, знать не хочу и молюсь о том, чтобы это не было что-то страшное, направленное против евреев. И что даже алия в Израиль была сделана чуть ли не по приказу, с целью получения информации. Мое внутреннее смятение усугубило и прочтение книги Вашего папы зацаль, \"Чтобы ты остался евреем\", он пишет, что люди, которые имели отношения с \"органами\" - злодеи и никак иначе в ним относиться нельзя. Дедушка умер здесь в Израиле, несколько лет назад. Через какое-то время я вышла замуж, у меня есть ктуба, как у мамы :) Мы стараемся жить по законам Торы. Конечно, я рассказала своему мужу о переживаниях, его отношение однозначное - такие люди злодеи, но мне он его не навязывает, всегда отзывается о дедушке с уважением. Хана, Москва Читать дальше |