Темы: Воспитание детей, Злословие, Хафец Хаим, Уважение, Школа, Рав Лейб Нахман Злотник, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины! Я уже достаточно долго преподаю в одном учебном заведении. Есть несколько часто встречающихся вопросов, связанных с запретами позорить ближнего и говорить о нём дурно. Ситуации всегда несколько варьируются, но принцип общий:
1) Можно ли сделать замечание ученику (ученице) при всём классе?
2) Можно ли обсуждать на педсовете с другими преподавателями положительные и отрицательные стороны воспитанников?
3) Можно ли сообщить о плохом поведении или успеваемости ученика дирекции учебного заведения или родителям?
4) Можно ли передать негативную информацию другим педагогам, у которых этот воспитанник будет учиться в следующем году? Т.
Здравствуйте!
Начнём с того, что, чтобы не нарушать запрет злословия и сплетен, любому человеку, а тем более такому, чья работа связана с постоянным общением, следует досконально изучить книгу Хофец Хаим.
Вопросы, которые Вы затрагиваете — это вопросы жизни и смерти, т.к. опозорить человека вообще, а тем более — в присутствии других людей равносильно убийству. Чтобы ответить на Ваши вопросы, позвольте мне привести рекомендации великих мудрецов Торы нашего поколения.
Сделать замечание воспитаннику в присутствии всего класса разрешено, только если это необходимо для пользы всего класса и при условии, что этой пользы невозможно добиться другим способом, то есть, не позоря человека прилюдно. Если можно предположить, что ученик воспримет такую критику особо болезненно, запрещено его критиковать при других. Эти же правила верны и тогда, когда нужно проэкзаменовать ученика в присутствии других людей (Шевет а-Леви 10, 162; Бикеш Шалом 1, с. 31, от имени рава Х. Каневского).
Передать негативную информацию об ученике тем, кто сможет эффективно помочь ему и его окружению — учителю, директору или родителям, — разрешено. (Шевет а-Леви, там же, Бикеш Шалом, там же, с. 110, от имени рава Х. Каневского).
Рассказать о воспитанниках новому преподавателю, по мнению рава Х. Каневского (там же, страница 32), очень важно, и разрешено это делать. По мнению рава Ш. Махфуда (Кав ве-Наки за 5773 год) разрешено передавать информацию о состоянии здоровья, объективные факты о семье воспитанника. А о его плохом поведении рассказывать чаще всего запрещено, так как это может вызвать предвзятое отношение к ученику. Рав М. Кляйн (Бикеш Шалом, там же, с. 25) считает, что о дурных качествах следует сообщать будущим преподавателям, так как это необходимо для пользы всего класса.
Рав Хаим Каневский (Бикеш Шалом, там же, с. 109) считает, что преподавателю разрешено расспросить одного ученика о поступках другого, если иначе невозможно достичь пользы, а ученику, в свою очередь, разрешено рассказать. Обсуждение учеников на педсовете разрешено, так как это приносит пользу, но всё, что не принесёт пользы даже в будущем, запрещено упоминать (Бикеш Шалом, там же, с. 27, от имени рава Й.-Ш. Эльяшива, и с. 109 от имени рава Х. Каневского).
С пожеланием удачи в Вашей святой работе, с уважением, Лейб-Нахман Злотник
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Хафец Хаим
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Педагог должен добиться того, чтобы в классе не было ребенка, который боялся быть осмеянным одноклассниками. Успеваемость у всех детей разная, но у каждого есть свои, уникальные достоинства. Мудрецы Талмуда настаивали на том, что следует воспитывать ребенка, сообразуясь с его природными данными.
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Подробный комментарий на раздел «Орах Хаим» Шульхан-Аруха
Рав Лейб-Нахман Злотник
Злата Грайбер
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Мирьям Климовская
При этом он глубоко порядочен, благороден и талантлив
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.