Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Лучше служить идолам?!

Темы: Рав Реувен Куклин, Идолопоклонство, Уважение, Работа

Отложить Отложено

«Лучше человеку исполнять чуждую ему работу, но не нуждаться в милости других» (В. Талмуд, Бава Батра 110а)

Не могли бы Вы прокомментировать это высказывание и более углубить понимание этого: верно ли я понял, что чуждая работа это авода зара (поклонение идолам)? Если нет — то о чем идет здесь речь? А если все же авода зара, по какой причине она предпочтительна перед милостью других? Большое спасибо за все предыдущие ответы, и заранее благодарю за последующие, которые, да будет на то Воля Ашема, будут. Михаэль

Отвечает рав Реувен Куклин

Здравствуйте, уважаемый Михаэль!

В самой гмаре объясняется, что речь не идёт об идолопоклонстве, не дай Б-г. Речь идёт о работе, которая чужда данному человеку. Например, говорит гмара, человеку, занимавшему прежде высокое положение в обществе, если у него нет другой возможности прокормиться, лучше сдирать кожу с мёртвой скотины, чем просить милостыню. Так же пишет Шулхан Арух (Йорэ Дэа, Законы подаяния 255, 1): «Пусть всегда избегает человек просить милостыню, пусть мучается в нужде, лишь бы не прибегать к милости других. И так повелели мудрецы: сделай субботу свою подобной буднему дню, но не прибегай к милости других. И даже если уважаемый мудрец обеднел, следует ему заниматься ремеслом, пусть даже мерзким, но не обращаться к милости людей». Итак, выражение «чуждая работа» означает такую работу, которая не подходит человеку по его общественному статусу.

В недельной главе Шмот (1, 13) говорится, что египтяне поработили сынов Израиля «тяжкой работой». Объясняет Талмуд (Сота 11а): «Давали мужскую работу женщинам, и женскую — мужчинам». Такова ещё одна разновидность «работы, чуждой человеку» — работа, которая противоречит природе и наклонностям человека.

Из слов Маараля (раби Йеуды-Ливы бар-Бецалель из Праги) следует, что слова мудрецов надо понимать так: когда человек занимается работой, которая ему чужда, это в какой-то мере самоуничтожение — ведь он делает то, что противоречит его природе. Но это лучше, чем просить милостыню, потому что это уже полное самоуничтожение: ведь человек не сделал ничего, чтобы заработать эти деньги.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Что означает фамилия Коликов?

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его