Когда просить росу и дождь?26 октября 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Мошив а-руах мы уже начали упоминать. («Посылающий ветер и дарующий дождь» — эти слова произносят в благословении Гвурот зимой, в Земле Израиля с окончания Суккота до Песаха — прим. ред.). А когда мы начнём говорить Вэ-тэн таль у-матар ли-враха? («…и пошли росу и дождь во благо [нам]» — произносят в благословении Биркат а-шаним зимой — прим. ред.). М. Читать дальше |
|
Плохо себя чувствую. Когда разрешено прервать пост в Йом Кипур?27 сентября 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Плохо себя чувствую. Должен ли я поститься в Йом-Кипур? N. Читать дальше |
|
Можно ли подниматься на Храмовую гору?8 августа 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Не понимаю, а в чем проблема заходить на Храмовую гору? Это что — не наша земля? Почему вокруг этого столько шумихи? С. Читать дальше |
|
Можно ли высчитывать дату прихода Машиаха?2 августа 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав Бен-Цион! В статье о Мальбиме читаем: Мальбим… пришёл к выводу, что конечное избавление еврейского народа должно произойти в конце седьмого столетия шестого тысячелетия (по еврейскому летосчислению). На вопрос, почему он занялся подобными расчётами вопреки суровому предостережению Талмуда (Санхедрин 97 б), Мальбим ответил следующей остроумной притчей: «Однажды, ещё ребёнком, я отправился с отцом из Волочиска, где мы жили, в Харьков. Быстро утомившись в тряской телеге, я спросил отца на самом выезде из Волочиска: “Долго ли ещё осталось ехать до Харькова?”. Отец упрекнул меня за нетерпение и сказал: “Малыш, больше не задавай мне этот глупый вопрос!”. Мы ехали несколько недель, из города в город, от одного постоялого двора до другого, но, уязвлённый упрёком отца, я боялся спрашивать, далеко ли ещё до Харькова. И вот однажды, рано утром, отец обратился к одному из извозчиков: “Скажи мне, долго ли ещё осталось ехать до Харькова?”. Я остолбенел: ведь это был тот самый “глупый вопрос”, который отец запретил задавать. “Глупыш, — сказал мне отец, — когда мы только выехали из нашего города, впереди оставалось много недель пути. Но теперь, когда мы уже преодолели весь этот путь и приблизились к пригородам Харькова, этот же вопрос стал очень своевременным и уместным”.» «Так и здесь, — пояснил Мальбим, — в первых поколениях после разрушения Храма, когда ещё предстояли долгие тысячелетия страданий и скитаний по всему миру, мудрецы Талмуда запретили вычислять сроки конечного избавления. Они поступили так, чтобы евреи не отчаялись, сказав: “Возможно ли выдержать такое длительное изгнание?”. Но теперь, когда, благословение Всевышнему, большая часть пути уже позади и мы стоим на пороге конечного избавления, вполне уместно вычислять его точный срок» (Сарей а-меа 1, 13). Все ли согласны с этим мнением? Уже уместно вычислять точный срок конечного избавления? Заранее спасибо за ответ, Михаил, Иерусалим. Читать дальше |
|
Почему сегодня все евреи называются Иудеями?10 июля 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Почему сегодня все евреи называются Иудеями? Ведь было 12 колен. N. Читать дальше |
|
Жить в Израиле — это мицва?22 июня 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый Рав Бенцион, что говорят первоисточники в иудаизме о стремлении евреев вернуться на историческую Родину? Должен ли еврей ставить перед собой задачу вернуться на землю Обетованную? И как это возвращение оценивается Б-гом? Является ли такой поступок мицвой? Спасибо. Эдуард Резников, Мигдаль а-Эмек, Израиль Читать дальше |
|
После создания золотого тельца еврейский народ стал уже не народом Всевышнего, а народом Моше?8 июня 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Рав Бенцион, здравствуйте. Заинтересовал момент в нашей истории. Моше Рабейну не хотел, чтобы Всевышний уничтожал еврейский народ после греха золотого тельца, и сказал Б-гу, что если Он уничтожит народ, то тогда пусть будет стерто его (Моше) имя из Торы. В этот момент, как я понимаю, еврейский народ стал уже не народом Всевышнего, а народом Моше. Моше получил от своего народа очень неприятные ощущения. Народ Моше предал своего лидера, забыл его и посчитал его вообще неживым. Тем не менее, Моше не предал свой народ, хотя ему приходилось потом видеть каждый день и общаться с этими людьми, которые ему как бы плюнули в душу. В одном из ответов на сайте сказано, что, если человек неблагодарный, то не нужно иметь с ним больше дел. Но Моше все равно имел дела с неблагодарными людьми. Всевышний же каждую секунду нас прощает, хотя мы не очень-то благодарны бываем… Так как же поступать нам, обычным людям? Арье Читать дальше |
|
Фрейд — еврей?1 июня 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Я прочитал в книге Зигмунда Фрейда «Моисей и монотеизм» о том, что Моисей-таки не еврей, а египтянин. После этого я не могу не чувствовать отвращение к евреям и к себе. Что теперь будет со мной и моей семьей? Ройбак Олег, Белая Церковь, Украина Читать дальше |
|
Куда лучше вложить деньги «Программы сбережения на ребенка»?24 мая 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Посоветуйте, пожалуйста: куда лучше вложить деньги «Программы сбережения на ребенка»? N. Читать дальше |
|
Что такое «Харедим»?19 мая 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер В аудиолекциях рава Кушнира про «шидух» говорится о том, что перед «шидух» неплохо разузнать, к какому направлению иудаизма относится человек — «харедим», «хасидим», «мизрахи» и т.д. |
|
Как правильно распределить цдаку?11 мая 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав, добрый день! Если позволите, хотел бы задать Вам несколько вопросов о цдаке. Слава Б-гу, у меня есть возможность выделять (бли нэдэр — «без обета») в месяц небольшой бюджет на цдаку. И мне удобнее всего давать цдаку онлайн через сайт toldot.ru. Как лучше распределять выделенные для цдаки средства: давать каждый день небольшие суммы или давать раз или два в месяц, но сумму побольше? Давать ли небольшие суммы разным людям или использовать всю выделенную сумму на помощь кому-то одному? И еще вопрос. Среди моих знакомых есть люди, которые с радостью давали бы цдаку, но они не владеют компьютером и онлайн-платежами, а в синагогу ходят нечасто (по разным причинам). Будет ли правильно, если я предложу им передавать свои пожертвования мне, с тем чтобы я передавал их онлайн? Будет ли это их мицвой (заповедью, выполненной ими)? Не повредит ли это как-то моей мицве? Прошу простить за многословие, но вопрос весьма деликатный, и не хотелось бы осквернить радость цдаки. С уважением, П.Ш. Читать дальше |
|
Ритуальная нечистота — сегодня?5 мая 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, когда мужчина пребывает в состоянии ритуальной нечистоты, ему можно заходить в синагогу, целовать Тору или надевать тэфилин? И сказано в Сифре (Тазриа): «Как тот, кто вступает в Святилище в состоянии ритуальной нечистоты, карается отсечением души». Заранее спасибо. G. Читать дальше |
|
Читать ли молитвы о прощении после Песаха и Суккота в миньянах, где люди слабо владеют ивритом?28 апреля 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав Зильбер, Есть обычай после праздников Суккот и Песах, которые продолжаются много дней, в следующем месяце первый и второй понедельники, а также первый четверг месяца («посты БеГаБ — посты второго-пятого-второго дней недели») читать специальные слихот (молитвы о прощении). Мой вопрос касается миньянов, которые существуют на территории бывшего СССР. Как правило, за исключением приезжих преподавателей и раввинов, большинство людей в этих миньянах достаточно слабо владеют ивритом. Многие из них читают большинство молитв на русском языке. Даже если они и молятся на иврите, чтение слихот будет для них очень затруднительным. Те из них, кто спешит на работу, часто из-за того, что слихот существенно удлиняют молитву, не остаются на чтение Торы. Стоит ли, несмотря на все вышесказанное, читать в таких случаях слихот БеГаБ или нет? Рав Мордехай Райхинштейн, главный раввин иудейского религиозного объединения в республике Беларусь Читать дальше |
|
Есть ли сейчас где-нибудь какой-нибудь Ребе, к которому можно поехать за советом и благословением?20 апреля 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, уважаемые раввины! Скажите, пожалуйста, есть ли сейчас где-нибудь какой-нибудь рэбе, к которому можно поехать за советом или благословением? Я слушаю лекции одного хасидского рава, где он часто рассказывает разные еврейские истории, и часто говорит, как рэбе помогают тем, кто к ним обращается. Мне бы хотелось съездить к такому духовному человеку и попросить благословения и молитвы за своего неверующего мужа, чтобы он уверовал и наша семья укрепилась. Возможно ли такое? Спасибо. N. Читать дальше |
|
Нужно ли кошеровать тарелки на Песах?5 апреля 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Нужно ли откошеровывать на Песах тарелки? Нужно ли откошеровывать чайник, которым мы пользуемся на шабат, и плату? М. Читать дальше |
|
Как понять «странную заповедь» напиться в Пурим?9 марта 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Я слышал, что в Пурим необходимо напиться до такого состаяния, что человек не различит между «Барух Мордехай» (Благословен Мордехай) и «Арур Аман» (Проклят Аман). Правда ли это? Как понять эту странную, на первый взгляд, заповедь? Р., Иерусалим Читать дальше |
|
Как Эстер попала в дом царя — добровольно или нет?27 февраля 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Как Эстер попала в дом царя — добровольно или нет? М. Читать дальше |
|
Как получить прощение за жестокость к животным?12 февраля 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер В детстве по непониманию я зря убивал насекомых, играя и познавая, жестокими способами тоже. Также любил рыбалку (что, в принципе, развлечение). Повзрослев, я так не делал (рыбу, правда, ловил, сейчас отказался от этого). Животных (птицы, кошки, собаки и т.д.) я не обижал, любил, кормил, потому что считал, что обижать их плохо, а про насекомых и рыб я так не думал. Прощение грехов, совершенных по отношению к Б-гу, просят у Б-га, по отношению к человеку — просят у этого человека. Мне сейчас очень стыдно за свои детские поступки (убийство животных и жестокость к ним), и я сильно раскаиваюсь. Я хотел бы получить прощение за это. Как это сделать? N. Читать дальше |
|
Осуждать — это не только говорить о человеке плохо, но и давать положительную характеристику?1 февраля 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый Раввин! Тора учит нас не осуждать: это одно из Важнейших, для меня, предписаний, которое даровал нам Б-г. Насколько я понимаю, осуждать — это не только, говорить плохо о человеке или каком-нибудь явлении, но также давать и положительную характеристику. Мне интересно: а как быть на работе? Как быть в те моменты, когда НУЖНО давать оценку человеку и его намерениям? Спасибо! Даниэль Читать дальше |
|
У отца было два сына-первенца от разных жен. Надо ли выкупать второго первенца?15 декабря 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Не могли бы вы мне разъяснить некоторые моменты в данной ситуации: у отца было две жены. От первой было два сына и две дочери, первым ребёнком был сын. От второй жены было два сына и дочь, первым ребёнком был сын. Первая жена умерла. 1. Надо ли приносить жертву за второго первенца? 2. Какие отношения по закону должны/могут сложиться: а) между отцом и сыновьями? б) между двумя первенцами? 3. Кто из первенцев должен руководить похоронами отца и взять на себя ответственность за семью? Спасибо. N. Читать дальше |
|
Неужели вы ожидаете Машиаха, который изменит мировой порядок, типа Трампа, и воскресит мертвых?6 декабря 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, Рав Бенцион Зильбер! Неужели вы ожидаете Машиаха, который придёт как обычный человек, изменит мировой порядок (типа Трампа), снесёт мечеть, построит 3-й храм на её месте? Отменит болезни и, страшно подумать, воскресит всех мёртвых, а живущим жизнь вечную даст, отменит ночь, наверно, зафиксирует солнце, только над какой страной всегда будет день? И т.д.? Тода! И. Читать дальше |
|
Разрешат ли мне пройти гиюр, если я замужем за агностиком?29 ноября 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом Алейхем! Скажите, пожалуйста, если я поверила во Всевышнего, Единого и Нераздельного Творца, о Котором свидетельствует иудаизм, хочу отказаться от христианских доктринальных заблуждений, но при этом испытываю внутри себя какую-то пустоту, принимая заповеди бней Ноах, то разрешат ли мне пройти гиюр, если я замужем за неверующим мужем-агностиком, который отказывается что-либо слушать на религиозные темы? Я прочла, что для прохождения гиюра семейными людьми обязательно принятие иудаизма обоими, так ли это? N. Читать дальше |
|
Раби Акива и другие мудрецы определяли Машиаха по ошибочным признакам?21 ноября 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, ув. рав. У меня вопрос: раби Акива и многие рабаним ошиблись в отношении Бар-Козьбы, приняв его за Машиаха, также многие рабаним ошибались в отношении таких лжемашиахов, как Шабтай Цви или Яков Франк. Значит ли это, что признаки, по которым раби Акива и другие рабаним определяли Машиаха, были ошибочны и мы больше не можем пользоваться этими признаками (в частности, обязательно ли наличие чудес для определения Машиаха)? Спасибо. Орит Читать дальше |
|
Обязательно иметь свои 4 миним на Суккот?14 октября 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Обязательно иметь свои 4 миним («четыре вида растений») на Суккот? N. Читать дальше |
|
Я — крещёная еврейка. Что делать? Гиюр? Тшуву?18 сентября 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Я — еврейка по крови, по происхождению, по мироощущению. Я не чувствую себя человеком любой другой национальности, кроме еврейской. В конце концов, я выгляжу, как еврейка, и воспринимаюсь окружающими только как еврейка. Но меня крестили в младенчестве. Потому что родители стремились к вере, но ничего не знали о ней и даже просто о разных верах — последствие советского всеобщего атеизма. По сути же мы не стали христианами — не ходим в церковь, не соблюдаем обряды, христианская вера не ответила на все вопросы, не стала близкой. В еврейских организациях я впервые познакомилась с религией моих предков — иудаизмом. Больше узнала и продолжаю узнавать. Но я также узнала о том, что крещеная, я уже исключена из иудейской веры. Правда ли это? Неужели по еврейским законам я теперь не еврейка? И чтобы ей стать, я должна проходить не тшуву, а гиюр? С., Питер Читать дальше |
|
Молюсь на иврите, но не понимаю смысла всех слов!12 сентября 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Молюсь по сидуру с транслитерацией на иврите, что-то понимаю, но большую часть молитвы нет. Правильно ли это или лучше по переводу на русский язык? Можно ли часть на иврите (что понимаю), а часть на русском? Читать дальше |
|
Почему не отделяют субботу от будней, пока солнце не опустится на 8,5 градусов ниже горизонта?25 августа 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав Зильбер. Прочитал Ваш ответ Арону по поводу авдалы в белые ночи Петербурге, и вот что меня заинтересовало: «…ждут 35—40 минут после захода солнца, т.е. пока солнце не опустится на 8,5 градусов ниже линии горизонта…». Не могли бы Вы рассказать об этом поподробнее, почему именно на 8.5 градусов ниже линии горизонта?? Заранее спасибо. Алексей Читать дальше |
|
Можно ли есть и принимать лекарства 9 ава?14 августа 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Как нужно себя вести, что можно делать и нельзя, что можно одевать, и что делать, если человек болен и ему нужно пить лекарства в пост 9 ава? Должна ли женщина присутствовать в синагоге на пост 9 ава, и, если у неё не получится, как лучше вести себя дома? Является ли пост 9 ава Шаббатом? Альбина Евдаева, Бруклин Читать дальше |
|
Каковы причины Холокоста?8 августа 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Говорят что Холокост стал следствием того что евреи отошли от заповедей.позабыли своего Создателя.Насколько отличается сегодняшнее духовное состояние израильтян от того что было перед второй мировой войной? Читать дальше |
|
У меня не растет борода29 июня 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом! Уважаемый Раввин! У меня очень личный вопрос, связанный с моей внешностью. Умоляю Вас ответить мне, т.к. этот вопрос очень важен для меня: Мне уже скоро 30 лет, но у меня совсем не растет борода и усы. Мои друзья (все бородатые и усатые) смеются и спрашивают, когда я отращу бороду. И девушки тоже смеются. По расовому типу я не азиат (я знаю, что у всех азиатов не растут усы с бородой), а европеец. У меня развился комплекс, и я начал страшно завидовать всем бородатым и усатым мужчинам. Почему у них все в порядке, а у меня только несколько волосинок? Я консультировался с врачами, и они говорят, что ничего исправить нельзя, потому что растительность на лице определяется генами, а гены нельзя изменить. Надо сказать, что у моих дедушек, отца и брата тоже не много волос на лице (но борода и усы у них были). Из-за отсутствия бороды и усов и на работе, и дома, и в кругу друзей ко мне относятся как к маленькому ребенку и подростку, а не как к взрослому мужчине. Соответственно, возникают проблемы на работе (отсутствие карьерного роста — никто не хочет поручать серьезные дела незрелому подростку) и в личной жизни (женщины предпочитают мужественных, а значит, волосатых, бородатых и усатых мужчин). Вопрос — что мне делать: 1. Оставить все как есть и признать, что такова воля Всевышнего? 2. Наклеить искусственные усы и бороду (так же, как лысые люди носят парик)? 3. Сделать операцию (я узнал, что есть клиники где делают пересадку волос с головы на лицо)? Большое спасибо. Буду благодарен за любой ответ. С уважением, N. Читать дальше |
|
Не дает покоя мысль, что Всевышний наказывает всю нашу семью за грех прапрадедушки...21 июня 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом! Уважаемый раввин! У меня очень важный вопрос по теме преступления и наказания: Когда человек совершает страшный грех (например, убийство), наказывает ли Всевышний также членов его семьи и потомков этого человека? Или Всевышний наказывает только самого преступника (в данном случае убийцу), а все его родственники и потомки невинны и не наказываются за его грех? Я имею в виду не-евреев — как преступник и его семья и потомки, так и жертва. Этот вопрос касается моей семьи, т.к. мой покойный дедушка рассказывал мне, как его прадедушка (который был крепостным крестьянином в царской России) однажды убил надсмотрщика (отрубил ему голову топором) за то, что тот оскорбил его и ударил плеткой по лицу. Этот случай произошел зимой в середине 19 века, когда крепостных крестьян сгоняли на реку и заставляли заготавливать кубы льда для изготовления искусственных холодильников. С тех пор, как я узнал об этом случае много лет назад, мне не дает покоя мысль, что Всевышний продолжает наказывать всю нашу семью за этот грех прапрадедушки. Огромное Вам спасибо за ответ. С уважением, N. Читать дальше |
|
Почему рабби Акива думал, что Бар Кохба Машиах?15 июня 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Хаг самеах! Каким критериям (в соответствии с книгами Пророков) соответствовал Бар-Кохба, что наши мудрецы признали в нём Машиаха? Джозеф Давид, Омск Читать дальше |
|
Я одолжил банковские сбережения племяннику, нарушил ли я запрет брать процент?20 мая 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Моему племяннику были нужны деньги на покупку квартиры. У меня был закрытый счёт (деньги лежали на сберегательной программе). Я прервал действие сберегательной программы раньше установленного срока, лишившись, таким образом, процентов, снял деньги со счёта и выручил племянника. Естественно, те деньги, которых я лишился, я сказал, чтобы он вернул мне. Один человек мне сказал, что это рибит (предоставление ссуды под процент). Какой рибит? Я же ничего не выиграл. Деньги бы лежали в банке — я бы получил ту же сумму. Да и деньги были бы более гарантированы. Что вы можете об этом сказать? Л. Читать дальше |
|
Кто виновен в Холокосте?6 мая 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Кто виновен в Холокосте? Почему было уничтожено такое огромное количество нашего народа? С уважением, Дагманн Михаэль, Дортмунд, Германия Читать дальше |
|
Я не обрезан. Мне говорят, что я не могу участвовать в Седере...18 апреля 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Я не обрезан. Мне говорят, что я не могу участвовать в сэдэре. Так ли это? М. Читать дальше |
|
Я принял гиюр сразу после бар-мицвы. Ничего не соблюдаю. Какая участь ждет меня в будущем мире?14 апреля 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте. Я приехал в Израиль в 91-ом году с отцом. Моя мама русская. Она осталась в России с моей сестрой. Отец меня отдал учиться в «ешива ктана» и сразу после бар-мицвы я принял гиюр. Прошёл суд в рабануте (раввинате), сделал брит (обрезание), микве — всё как положено. Через несколько лет приехала моя мама. Меня забрали из ешивы. Дали светское образование. Я закончил армию. Открыл бизнес. Вёл нееврейский образ жизни. Ничего не соблюдал. Единственное, я говорил «Шма» перед сном. Всё время меня интересует вопрос: какая участь меня ждёт в грядущем мире? Как нееврея-праведника, соблюдающего 7 мицвот бней Ноах, ибо я считаюсь неевреем? Или как еврея-апикойреса (оставившего веру и позорящего Тору), так как союз был заключён, но со своей стороны я его не выполнил? Спасибо за ответ. N. Читать дальше |
|
Можно ли вернуться в иудаизм после крещения?11 марта 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шолом, рав! Скажите, возможен ли переход в иудаизм человека, формально принадлежащему к другой конфессии? Т.е. его в детстве «крестили». Добровольно, разумеется, осознанно, без корыстных намерений. Спасибо. Илья, Чапаевск, РФ Читать дальше |
|
Законно ли женщине оголяться перед врачами?6 марта 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Законно ли женщине оголяться перед врачами? Д. Читать дальше |
|
Весь город молился за одного из самых уважаемых членов общины, но он умер. Как же так?1 марта 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом! У нас в городе ушел из жизни один из самых уважаемых членов еврейской общины. Он был меценат, филантроп, инициатор и вдохновитель множества проектов еврейского возрождения, человек, который был примером для многих. Когда он заболел, молилась о его выздоровлении вся община. И ему было всего 60 лет! Как же так? Почему молитвы были не услышаны? Если смерть предопределена, тогда зачем молиться? Ведь у Б-га свой план. И, если человеку суждено умереть, получается, изменить ничего нельзя. Если человек болен, но ему суждено жить и это воля Б-га, нужны ли наши тогда молитвы о его выздоровлении? Спасибо за Ваши ответы. Л. Читать дальше |
|
Раввин отказался справлять бат-мицву моей дочери5 января 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте. Мне необходим ваш совет и консультация по одному очень важному вопросу. Когда моей старшей дочке исполнилось 12 лет, мы с супругой и дочками обратились к раввину одной из московских синагог для проведения церемонии Бат-Мицва, чтобы начать приобщение девочек к иудаизму. Раввин сказал, что «ваши дочки не считаются еврейками» и что никаких церемоний делать им не нужно. Так как я еврей по галахе, а моя супруга имеет еврейство по отцу (мать жены — не еврейка). Весь этот разговор происходил в присутствии моих дочек, которые всегда считали себя еврейками, а тут вдруг им говорят, что они не еврейки. Конечно же, они обе расстроились и долго приходили в себя. Прошли годы, и старшая дочь познакомилась с парнем-неевреем и собирается выходить за него замуж. Я как отец настаиваю на том, чтобы она прошла гиюр для того, чтобы в дальнейшем ее дети считались евреями и не обрывалась цепочка еврейства в нашей семье. Дочь по причине занятости уже не может, да и не хочет этого делать, опираясь на то, что сказал ей раввин много лет назад. Правильно ли я поступаю, что настаиваю на прохождении гиюра моей дочерью? N. Читать дальше |