Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткая биография раби Ицхака-Айзика Красильщикова, известного как "гаон из Полтавы"

Раби Ицхак-Айзик бар Дов-Бер Красильщиков (Гаон из Полтавы; умер в 5725 /1965/ гг.) — выдающийся комментатор Иерусалимского Талмуда.

В 5680-е /1920-е/ годы был последним раввином украинского города Полтавы. В мире Торы прославился под именем «Гаон из Полтавы».

В 5686 /1926/ году издал первую часть своей книги Твуна (Разум), содержащей хидушим (аналитические записки) к кодексу Рамбама (см.) Мишнэ Тора (Повторение Торы).

Это была последняя книга по еврейскому законодательству, вышедшая при советской власти, — до «перестройки».

После второй мировой войны жил в Москве. В 5712 /1952/ — 5725 /1965/ годах написал комментарий на два раздела Иерусалимского Талмуда — Зераим (Посевы) и Моэд (Праздники).

Он работал над комментарием в глубокой тайне, не имея никаких книг, кроме самого Талмуда (Р. Ицхак Зильбер Чтобы ты остался евреем, с.337).

Труд, написанию которого р. Красильщиков посвятил всю свою жизнь, увидел свет благодаря удивительному «стечению обстоятельств». За час до смерти, когда р. Красильщиков находился в одной из московских клиник, его навестил, выполняя заповедь бикур холим (посещения больных), приехавший из США раввин Цви Бронштейн. Умирающий рассказал посетителю о своей работе и передал ему лежавшую под подушкой рукопись второй части книги Твуна, а также объяснил, где спрятаны комментарии на Талмуд. Он взял р. Бронштейна за руку и шепотом попросил: «Найди мои рукописи и издай», — и гость обещал (там же с.338).

Р. Ицхак-Айзик Красильщиков, Гаон из Полтавы, умер десятого ияра 5725 /1965/ года.

Впоследствии оказалось, что рукописи спрятаны в зоне, закрытой для иностранцев, а затем р. Бронштейну запретили дальнейшее пребывание в СССР. Ему пришлось прибегнуть к помощи различных посредников и посыльных, и в, конце концов, большинство рукописей удалось вызволить.

В 5736 /1976/ году в одном из иерусалимских издательств вышла в свет вторая часть книги Твуна.

В 5742 /1982/ году р. Бронштейн приступил к изданию семитомного комментария на Иерусалимский Талмуд, получившего название Толдот Ицхак (Потомство Ицхака). Предисловие к этому изданию написали такие выдающиеся духовные лидеры поколения, как р. Моше Файнштейн (Игрот Моше; см.), р. Шломо-Залман Ойербах (см.) и р. Йосеф-Шалом Эльяшив.

В своем предисловии р. Эльяшив отмечал: «…В советском Геиноме, под гнетом врагов, воевавших с Торой, …автор создал комментарий, вызывающий восхищение величием и силой духа».

«На Иерушлами (Иерусалимский Талмуд) не было удобных, легких комментариев, и до сих пор современники редко его изучали, — писал р. Ицхак Зильбер, оценивая вклад Гаона из Полтавы. — Рав Красильщиков выполнил работу, какой до него в мире не было. …Теперь Иерушалми можно учить — благодаря Красильщикову!» (Р. Ицхак Зильбер Чтобы ты остался евреем, с.337).

С разрешения издательства «Швут Ами»


Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением Шабата зажигают свечи. Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

Краткие законы соблюдения субботы 2. Зажигание свечей

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.

Кицур Шульхан Арух 101. Законы о том, как в первый Йом-Тов готовить на второй Йом-Тов или на будний день

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Приготовление еды в Йом-Тов

Преждевременная смерть и ее причины в еврейской традиции

Рав Лейб Гельфанд

Почему женщина наказыва­ется смертью за нарушение трех вышеупомяну­тых заповедей именно «при родах»