Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Танаим, Александр Кац, Долголетие
Раби Нехунья бен Акана – праведник и знаток сокровенной мудрости. Учился у р. Йоханана бен Закая в Иерусалиме (Седер адорот).
При изучении Торы широко использовал методы толкования клалей уфратей, уделяя основное внимание частным случаям применения общих законов, сформулированных в Торе (Швуот 26а). Эти методы перенял и развил его ближайший ученик р. Ишмаэль (см.).
При входе в дом учения р. Нехунья произносил особую молитву, прося Б-га, чтобы «не была допущена ошибка при установлении закона». Покидая дом учения, он благодарил Б-га за то, что ему дарован удел среди изучающих Тору (Брахот 28б). В кодексе Шульхан Арух (Орах хаим 110:8) указано, что эти молитвы обязан произносить в начале и в конце занятий каждый изучающий Тору.
Раби Нехунья говорил: «С того, кто принимает на себя ярмо Торы, снимается ярмо властей и мирских забот; но тот, кто сбрасывает с себя ярмо Торы, попадает под ярмо властей и мирских забот» (Авот 3:5).
Он составил целый ряд кабалистических сочинений, среди которых знаменитая книга Сефер абаир, посвященная тайнам Торы. Его также считают автором молитвы Ана бехоах, которая произносится в утренней молитве будней и при встрече Шабата: она состоит из 42 слов, первые буквы которых образуют сокровенное сорокадвухбуквенное Имя Б-га.
Раби Нехунья удостоился исключительного долголетия. На вопрос учеников, чему он этим обязан, р. Нехунья ответил: «Я никогда не стремился возвыситься, унижая других, …и всегда охотно делился своим имуществом» (Мегила 28а).
Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?