Раби Йосеф-Элияу бар Элиэзер-Келонимус Хенкин (5640-5733 /1880-1973/ гг.) — выдающийся законоучитель, руководитель благотворительной организации Эзрат Тора.
Родился в первый день месяца адар 5640 /1880/ года в Белоруссии.
Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего ешиву в г. Климовичи. В дальнейшем занимался в ешиве г. Слуцка, основанной р. Исером-Залманом Мельцером.
Готовясь к поступлению в ешиву, он сорок раз подряд повторил сложнейший талмудический трактат Эрувин. На экзамене р. Мельцер был вынужден признать, что абитуриент владеет материалом лучше него (Avrohom Birnbaum Harav Yosef Eliyahu Henkin, Hamodia Magazine 19.7.2002, p.7).
В возрасте двадцати лет получил смиху (раввинское посвящение) от трех знаменитых законоучителей — раввина Новардока (Новогрудка) р. Йехиэля-Михла Эпштейна (Арух аШульхан), раввина Слуцка р. Яакова-Давида Виловского (Ридбаз) и раввина г. Глуска р. Баруха-Бера Лейбовича.
В 5663 /1903/ году р. Хенкин женился на Фриде-Ривке, дочери р. Йеуды-Лейба Крейндела, раввина города Кричева, расположенного недалеко от Климовичей.
В годы после женитьбы р. Хенкин возглавлял небольшие еврейские общины в Грузии, а затем, в течение девяти лет, был раввином г. Смоленска.
В 5680 /1920/ году во время эпидемии погибла его жена — она заразилась, ухаживая за другими больными. Р. Хенкин остался с шестью маленькими сиротами и впоследствии женился на ребецин Хане, дочери р. Яакова-Лейба Казакова (там же).
В 5682 /1922/ году, когда большевики ужесточили репрессии против знатоков Торы, р. Хенкин эмигрировал в США. Он стал раввином одной из синагог в Ист-Сайде — районе Нью-Йорка, густо заселенном еврейскими эмигрантами из Восточной Европы.
В 5685 /1925/ году он опубликовал книгу Перушей ибра («Интерпретация истины»), принесшую ему широкую известность в мире знатоков Торы.
В этой книге приведены его исследования, связанные с семейным правом, а также с законами предоставления свидетельских показаний.
В 5686 /1926/ году р. Хенкин возглавил благотворительную организацию Эзрат Тора (Помощь Торе), вскоре ставшую одной из крупнейших в США.
В первый период своей деятельности эта организация оказывала финансовую поддержку ешивам Восточной Европы и знатокам Торы, эмигрировавшим в Америку. В годы второй мировой войны Эзрат Тора предоставляла денежные средства для спасения знатоков Торы из стран, оккупированных нацистами, а также из сталинского Советского Союза. Из фондов Эзрат Тора финансировалась и община знатоков Торы, сложившаяся в китайском городе Шанхае. В послевоенные годы р. Хенкин сконцентрировал усилия своей организации на помощи ешивам и знатокам Торы, обосновавшимся на Святой Земле. Десятки тысяч семей по обе стороны океана сводили концы с концами благодаря чекам, регулярно получаемым от сотрудников Эзрат Тора. Особое внимание р. Хенкин уделял поддержке вдов и сирот. Из специализированных фондов организации выдавались деньги на проведение шабатов и праздников, на свадебные расходы и на приобретение жилья для молодой семьи, а также на проведение дорогостоящих операций и покупку лекарств. В отличие от многих других благотворительных организаций, Эзрат Тора поддерживала, в первую очередь, тех, кто целиком посвятил себя изучению Торы. Именно это имел в виду бывший наставник р. Хенкина, руководитель всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль р. Исер-Залман Мельцер, утверждавший: «Любая благотворительность обладает святостью, но Эзрат Тора — это Святая Святых» (Avrohom Birnbaum Harav Yosef Eliyahu Henkin, p.7,9).
В 5706 /1946/ году р. Хенкин издал свод практических законодательных рекомендаций, названный им Эйдут леИсраэль («Свидетельство Израилю»). В 5715 /1955/ году вышла из печати его новая книга Лев ибра («Правдивое сердце»), содержащая более тридцати исследований, посвященных решению различных алахических и мировоззренческих проблем.
В эти годы р. Хенкин стал одним из самых авторитетных посеков (законоучителей) США — он специализировался на сложнейших делах, связанных с судьбой агунот (женщин, мужья которых пропали без вести), а также на вопросах, касающихся применения современных электрических и электронных приборов в шабат и праздники.
Р. Йосеф-Элияу Хенкин умер тринадцатого ава 5733 /1973/ года в Нью-Йорке — ему было девяноста три года.
В 5742 /1982/ году вышло в свет двухтомное собрание его сочинений, получившее название Китвей Агаон арав Йосеф-Элияу Хенкин (Писания гаона р. Йосефа-Элияу Хенкина).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.