Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Нью-Йорк, Раввин, Ассимиляция, Америка, Рав Александр Кац
Раби Яаков-Йосеф бар Дов (5601-5662 /1840-1902/ гг.) — авторитетный раввин, еврейский законоучитель и проповедник, главный раввин Нью-Йорка.
Родился в маленьком литовском местечке Круз, в семье бедного ремесленника.
Учился в Воложинской ешиве, а затем — в ковенском мусар штибле (доме этики) под руководством р. Исраэля Салантера.
Был раввином в нескольких городках Литвы, в том числе и в Загоре, родном городе р. Исраэля Салантера.
Во всех этих общинах р. Яаков-Йосеф прославился самоотверженной благотворительной деятельностью: он раздавал неимущим все, что у него было, — а когда деньги заканчивались, занимал у богачей и раздавал неимущим (Тнуат амусар т.2 с. 308-309).
В 5643 /1883/ году р. Яаков-Йосеф стал главным законоучителем и магидом (общественным проповедником) г. Вильно (Вильнюса).
На его выступления приходили сотни людей. В своих беседах он искусно объединял традиционные толкования стихов Торы с этическими размышлениями. Он не просто обличал нравственные пороки, но и выяснял их причины, и указывал пути исправления.
Его толкования первой книги Пятикнижия, Берешит (Бытие), были изданы под названием Левейт Яаков («Дому Яакова»).
В 5648 /1888/ году р. Яаков-Йосеф принял приглашение из Америки: он стал первым главным раввином г. Нью-Йорка.
За время, прошедшее после волны погромов 5641 /1881/ года, в Нью-Йорке собралось несколько сот тысяч еврейских беженцев из России — большинство из них поселились в юго-восточном районе Нью-Йорка, Ист Сайде, на пространстве всего в три квадратных километра, в крайней скученности и тесноте.
По прибытии нового раввина в Нью-Йорк, тысячи евреев вышли ему навстречу и несли его по городу на плечах.
Р. Яаков-Йосеф создал и возглавил первую в Северной Америке ешиву, названную Эц хаим («Древо жизни»).
Однако в других направлениях его деятельность не принесла плодов. Мясники и булочники противились его высоким требованиям к кашерности их продукции, шабат оставался для многих нью-йоркских евреев рабочим днем — эмигранты стремились быстрее освоиться в «золотой стране» и «делать деньги», как остальные американцы.
Контраст с благочестивой и ученой Литвой, где каждый ремесленник и торговец был знатоком Торы, оказался слишком разительным — р. Яаков-Йосеф пережил нервный срыв, и его разбил паралич: последний период жизни он провел обездвиженным.
Р. Яаков-Йосеф умер восьмого тамуза 5662 /1902/ года.
Он стал не только первым, но и последним главным раввином Нью-Йорка — в последующие годы евреи города разделились на ряд независимых общин: ортодоксальных, консервативных и реформистских.
Много лет спустя на базе нью-йоркской ешивы Эц Хаим, основанной р. Яаковом-Йосефом, была создана известная еврейская высшая школа Ешива-Юниверсити.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»