Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Изучение Торы, Рав Александр Кац
Раби Бецалель бар Исраэль-Моше Акоэн (5580-5638 /1820-1878/ гг.) — авторитетный законоучитель.
Происходил из старинного коэнского рода, ведущего свою родословную от первосвященника Эли (Сарей амеа 6:9).
Родился двадцать седьмого тевета 5580 /1820/ года.
Учился под руководством отца. К одиннадцати годам он уже изучил и знал наизусть два из шести разделов Талмуда.
Приобрел глубокие познания в математике, астрономии и естественных науках.
В возрасте двенадцати лет, еще до бар-мицвы, женился на дочери состоятельного коммерсанта р. Аарона Розенталя.
Один из выступающих на его бар-мицве раввинов заметил, что только теперь он понял смысл слов, которыми благословляют родителей во время обрезания младенца: «Да удостоитесь вы вырастить его для Торы, для хупы и для добрых дел». Ведь, на первый взгляд, сначала надо было бы говорить «для добрых дел» (т.е. для заповедей), а потом уже «для хупы» — ведь, как правило, хупа бывает после бар-мицвы. Однако мы благословляем родителей, чтобы их ребенок вырос настолько талантливым, что родители невест сражались бы за него еще до бар-мицвы — и тогда его хупа предшествовала бы возрасту заповедей (Гдолей адорот).
В тринадцать лет р. Бецалель уже давал блистательные уроки по алахе.
В 5603 /1843/ он стал даяном в Вильно (Вильнюсе) — в раввинском суде, который возглавлял р. Йехезкель Ландо (см.).
Вскоре р. Бецалель приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей литовского края; в последние десятилетие своей деятельности он был общепризнанным духовным лидером виленской общины.
Р. Бецалель Акоэн умер десятого нисана 5638 /1878/ года.
Его многочисленные респонсы были объединены в сборник Решит бикурим (Первые плоды). Его хидушим (аналитические заметки) к Талмуду вошли в новое издание Талмуда, выпущенное в 5646 /1886/ году в виленской типографии вдовы и братьев Ромм. Эти заметки включены в качестве приложений в большинство последующих изданий Талмуда.
Значительная часть его сочинений до сих пор остается в рукописях.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»