Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Судья, Справедливость, Изучение Торы, Рав Александр Кац, Конфликты, Бейт а-Леви, Бриск
Раби Йосеф-Дов бар Ицхак-Зеев аЛеви Соловейчик (Бейт аЛеви; 5580-5652 /1820 —1892/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Правнук раби Хаима из Воложина, основателя знаменитой Воложинской ешивы (его бабушка по отцовской линии была дочерью р. Хаима).
Изучал Тору у отца, занимавшего пост раввина в белорусском городе Несвиже, а затем в Ковно (Каунасе).
К восьми годам он уже основательно изучил несколько трактатов Талмуда из разделов Нашим и Незикин (Сарей амеа 5:14).
Учился в Воложинской ешиве под руководством р. Ицхака Воложинера (реб Ицеле). Его ближайшими товарищами по учебе были раби Нафтали-Цви-Йеуда Берлин (Нецив) и р. Шмуэль Могилевер, дружескую связь с которыми он сохранил на всю жизнь.
По совету р. Ицхака Воложинера он некоторое время учился у выдающегося законоучителя р. Шломо Клугера (Мааршака), раввина галицейского города Броды.
В шестнадцать лет р. Йосеф-Дов уже давал уроки в знаменитом Блюмкес клойзе — минском доме учения; позднее он возглавлял одну из ешив Минска.
В 5614 /1854/ году, в возрасте тридцати четырех лет, он стал одним из двух руководителей Воложинской ешивы — наряду с Нецивом.
Его уроки отличались острой постановкой проблем и исключительной глубиной анализа — однако в дальнейшем ешива пошла по пути, предложенному Нецивом: предпочтение было отдано приобретению широчайшей талмудической эрудиции и точному усвоению прямого смысла текста.
В 5625 /1865/ году р. Йосеф-Дов стал главой раввинского суда г. Слуцка.
Когда он подъезжал к Слуцку, ему навстречу вышло большинство евреев города — с женами и детьми. Руководители общины выпрягли лошадей из его повозки и повезли ее сами — такой почет оказывался только величайшим знатокам Торы (там же).
Однако через некоторое время р. Йосеф-Дов вступил в конфликт с руководителями общины, многие из которых, будучи очень состоятельными людьми, пытались навязать общине власть денег вместо власти Торы.
Сумев сохранить полную независимость, р. Йосеф-Дов наставлял и обличал богачей за их жадность и лихоимство, и в их среде росло недовольство.
Сын р. Йосефа-Дова, р. Хаим Соловейчик, рассказывал о случае, свидетелем которого он был. Однажды, когда р. Йосеф-Дов занимался с сыном в доме учения, к ним подбежал один из богатых мясников и обрушил на раввина поток оскорблений, угрожая ему расправой. Накануне этому мяснику пришлось предстать перед судом, и р. Йосеф-Дов решил дело не в его пользу — теперь мясник обвинял раввина в том, что он, якобы получив крупную взятку, «покривил судом». Р. Йосеф-Дов, не перебивая, слушал обидчика, и только губы его шептали: «Я тебя прощаю, я тебя прощаю…— ведь человек не властен над собой в час отчаяния».
На следующий день мясник был убит купленным им быком. Узнав об этом, р. Йосеф-Дов сказал в трепете: «Я боюсь, что все-таки обиделся на него и невольно стал причиною его смерти». Р. Йосеф-Дов участвовал в похоронах мясника и плакал на его могиле. В течение одиннадцати месяцев он читал по умершему Кадиш и учил Мишну ради вознесения его души. С тех пор и до конца своей жизни р. Йосеф-Дов постился и читал Кадиш в день смерти этого мясника — точно так же, как в йорцайт своего отца (Маасей авот, Балак).
Видя, что, вопреки его многолетним усилиям, влияние богачей и прислуживающих им «просветителей» становится преобладающим, р. Йосеф-Дов принял решение покинуть Слуцк и поискать для себя другую, более богобоязненную, общину.
Однако развязка этого конфликта произошла совершенно неожиданно для него. Богачи, которым тоже не терпелось избавиться от непокорного раввина, объединились и угрозами заставили хозяина квартиры, где жил р. Йосеф-Дов, расторгнуть с ним договор.
Одновременно они запретили всем жителям города сдавать ему жилье, и р. Йосеф-Дов остался без крыши над головой. Узнав о ситуации, сложившейся в еврейской общине, слуцкий городской голова, который очень почитал р. Йосефа-Дова, тут же предложил ему бесплатную квартиру, состоящую из десяти комнат. Тем не менее, р. Йосеф-Дов, понимая, что дальнейшее развитие конфликта приведет к осквернению имени Всевышнего, спешно покинул Слуцк (там же, Масей).
Около 5634 /1874/ года он поселился в Варшаве и жил там в крайней бедности, посвящая все свое время изучению Торы.
В 5638 /1878/ году р. Йосеф-Дов возглавил процветающую общину г. Бриска (Бреста), сменив на этом посту своего старшего друга р. Йешуа-Лейба Дискина, уехавшего в Землю Израиля.
Бриск, наполненный богобоязненными знатоками Торы, пришелся р. Йосефу-Дову по сердцу, и новый раввин стал гордостью и украшением общины. В бриский период р. Йосеф-Дов приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей поколения — к нему обращались со спорными вопросами из самых дальних общин черты оседлости.
Например, в 5648 /1888/ году к нему приехали со своей запутанной тяжбой два купца-миллионщика из хасидского городка на Украине. Спор шел об очень значительном капитале — однако р. Йосеф-Дов сумел найти такой блистательный компромисс, что обе стороны — и истец, и ответчик — почувствовали себя победителями. Они возвратились домой, восхищенные его мудростью, — по их свидетельству, р. Йосеф-Дов настолько глубоко разбирался в тонкостях коммерческих сделок, что за время следствия и допросов они научились от него многим прогрессивным методам ведения коммерческих операций (Гдолей адорот).
Многочисленные респонсы р. Йосефа-Дова Соловейчика были собраны в книгу Бейт аЛеви («Дом левита»), изданную в трех томах.
Эта книга до сих пор широко изучается в ешивах и является авторитетным источником для установления законодательных норм.
Его толкования Пятикнижия вышли в свет также под названием Бейт аЛеви.
В этой книге, комментируя раздел Ки тиса, р. Йосеф-Дов прикоснулся к тайне Б-жественного управления Вселенной. «Истина заключается в том, — писал он, — что праведные поступки, совершаемые человеком на земле, вызывают благотворные и гармонизирующие изменения во всех мирах, если, конечно, эти поступки совершаются в соответствии с приказами Торы. Ибо так установил Творец Вселенной: все миры управляются посредством деяний, совершаемых людьми на земле».
Р. Йосеф-Дов Соловейчик был призван в Небесную Ешиву четвертого ияра 5652 /1892/ года, в возрасте семидесяти двух лет.
В тот день, на исходе шабата, он до двух часов ночи занимался Торой вместе с сыном, р. Хаимом, а затем прилег на свою кровать — и умер во сне (Гдолей адорот).
Во главе бриской общины его сменил сын и ближайший ученик р. Хаим Соловейчик (рабейну Хаим аЛеви), ставший одним из духовных лидеров следующего поколения «литваков».
С разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»