Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Польша, Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Йеуда-Лейб бар Шломо Эйгер (р. Лейбеле из Люблина; 5576-5648 /1816-1888/ гг.) — хасидский наставник.
Внук выдающегося законоучителя р. Акивы Эйгера.
Родился в Варшаве.
Учился в варшавской ешиве у р. Ицхака-Меира Ротенберга (Алтера из Гуры;) и под его влиянием примкнул к хасидскому движению.
После женитьбы поселился в Люблине (этот город, так же, как и Варшава, находился на польской территории, присоединенной к Российской империи). В этот период р. Лейбеле был учеником р. Менахема-Мендла из Коцка (Сараф из Коцка;).
В 5612 /1852/ году р. Лейбеле сменил своего отца на посту главного раввина г. Познани, входившего в прусскую часть разделенной Польши.
В 5614 /1854/ году он вернулся в Люблин и создал там хасидский «двор». Тысячи хасидов приходили к нему за благословением и наставлениями.
Р. Йеуда-Лейб Эйгер умер двадцать второго швата 5648 /1888/ года.
Его толкования Пятикнижия были собраны в книги Торат эмет (Тора истины) и Имрей эмет (Речения истины).
С разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»