Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Честность, Ложь, Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Рефаэль из Бершади (5511-5587 /1751-1827/ гг.) — хасидский праведник.
Учился у р. Пинхаса Шапиро из Кореца, младшего друга основателя хасидского движения р. Исраэля Баааль-Шем-Това (Бешт).
Возглавлял хасидскую общину г. Бершади на Украине.
Отличался скромностью и простотой: он никогда не занимал в доме молитвы раввинского места и никогда не одевал особых раввинских одежд (Сарей амеа 3:8).
Подобно своему наставнику, р. Пинхасу из Кореца, он всю жизнь вырабатывал в себе, а затем в своих учениках и хасидах, абсолютную честность.
Предание рассказывает, что он стремился повлиять даже на маленьких детей. Встречая ребенка на улице городка, он обычно угощал его сладостями, играл с ним, а на прощание говорил: «Сынок, очень-очень постарайся не врать, и наверняка вырастишь хорошим евреем» (там же).
Однажды, когда его собственный сын солгал, р. Рефаэль пережил такое тяжелое потрясение, что не смог успокоиться, пока не отсидел по этому сыну семь дней траура, как по умершему или изменившему своей вере (Гдолей адорот).
В годы старости р. Рефаэль столкнулся с тяжелейшим испытанием своей порядочности: обстоятельства заставляли его отступить от правды, воплощением которой он был в глазах современников.
Случилось так, что его свидетельство должно было стать решающим в деле еврея, обвиняемого в торговле контрабандным товаром. Р. Рефаэль знал, что этот человек виновен — по действующему закону суд мог приговорить его к длительному тюремному заключению и даже к казни. Однако жена и дети обвиняемого умоляли р. Рефаэля дать свидетельство в его пользу. В течение многих дней они не покидали дом р. Рефаэля, со слезами упрашивая не лишать их единственного кормильца. В ночь перед судом р. Рефаэль заперся в своей комнате и молился. Домочадцы слышали, как он громко восклицал: «Г-споди, пожалуйста, забери мою душу! Забери меня из этого мира лжи! Я не хочу врать!». Он проплакал всю ночь, а под утро его душа оставила тело. Через несколько часов стало известно, что обвиняемый сознался в своем преступлении, так как не желал, чтобы праведнику пришлось из-за него лгать» (Сарей амеа 3:8; Гдолей адорот).
Р. Рефаэль из Бершади умер пятнадцатого тевета 5587 /1827/ года.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»