Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, История, Рав Александр Кац, Италия
Раби Гедалия бар Йосеф Ибн Ихья (5275-5348 /1515-1588/ гг.) — еврейский историк.
Происходил из разветвленного рода знатоков Торы и государственных деятелей, прославившихся в Испании и Португалии в период, предшествовавший изгнанию.
Родился на севере Италии, в городке Имоле, расположенном недалеко от Болоньи.
Написал историческую хронику Шалшелет акабала (Цепь традиции), в которой описывается история человечества — от Первого Человека до эпохи, в которую творил автор. Особенное внимание он уделяет развитию еврейской традиции.
Последующие историки еврейской мысли широко цитировали и использовали приведенный им материал.
Раби Матитьяу бар Шломо Делькрот — кабалист.
Изучал Тору в литовском городе Бриске (ныне Брест), где провел большую часть своей жизни.
В 5310 /1550/ году прибыл в северную Италию, чтобы в университете г. Болоньи совершенствовать свои познания в астрономии и математике. Написал книгу по астрономии Цель олам (Тень Вселенной).
В Италии углубленно изучал «испанскую кабалу»; написал комментарии к нескольким основополагающим кабалистическим сочинениям.
Поселившись в Венеции, р. Делькрот работал редактором в знаменитой еврейской типографии, подготовив к изданию целый ряд важных книг.
Там, в Венеции, в период между 5321 /1561/ и 5332 /1572/ годами, у него изучал кабалу р. Мордехай Яфе (Бааль Алевушим), будущий духовный лидер евреев Польши и Богемии.
С разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»