Темы: Христианство, Машиах, Еврейская история, Аутодафе, Италия, Инквизиция, Освящение Имени Всевышнего
В 5284 (1524) году в Венецию прибыл некий еврей с Востока, говорящий исключительно на святом языке. Он назвал себя Давидом Реувени и представился послом своего брата Йосефа, царя потомков колена Реувена, живущих в великом процветающем царстве Хавор вместе с потомками колен Гада и Менаше. Этот еврей строго соблюдал все заповеди, много постился и, как положено брату царя, носил дорогие одежды.
Давид очень понравился евреям Венеции. А его рассказ об особенной миссии, которую он готов выполнить с их помощью, заставил воодушевиться. Надо отметить, что Давид Реувени появился в Италии спустя некоторое время после огромного потрясения от изгнания из Испании. Его свидетельство о существовании могущественного независимого еврейского царства, в котором живут потомки потерянных колен, не могли не вызвать у местных евреев энтузиазм и надежду на скорое освобождение.
От евреев Венеции Давид ждал помощи в организации поездки в Рим. Он верил, что короли Европы и Римский папа помогут деньгами и оружием, необходимыми для начала освободительной войны против турок, захвативших Землю Израиля. Его надежды оправдались лишь частично. Давид получил аудиенцию Римского папы Клемента VII и произвел на него очень большое впечатление. Ему были оказаны подобающие почести.
Давид изложил послание своего брата короля Йосефа, в котором тот просил папу стать посредником в установлении мира между германским императором Карлом V и французским королем Францем. Оба они должны были помочь еврейскому народу в борьбе за Святую Землю. Папа ответил, что не может повлиять на властителей Франции и Германии, однако согласился попросить португальского короля принять Давида Реувени. Без специального разрешения ни один еврей не имел права ступить на землю Португальского королевства. Представитель Португалии при папском дворе выступил против приглашения посла еврейского царя, опасаясь, что этот визит укрепит положение евреев Португалии. Тем не менее, король пригласил Давида Реувени в Лиссабон.
Давид был принят с большим почетом и получил от португальского короля обещание, что помощь в войне с турками будет оказана. Однако дальнейшие события спутали карты Давида Реувени. Давид, не без оснований опасаясь, что советники короля заподозрят его в установлении контактов с маранами, старался держаться от них подальше. Однако его прибытие вызвало бурное оживление в среде маранов, живших в Португалии, и пробудило их надежду на скорое избавление с помощью этого предвестника Машиаха. Они приложили все силы, чтобы приблизиться к Давиду. Именно эта близость и провалила миссию Реувени.
Шломо Молко, молодой португальский маран, занимал должность секретаря при дворе Его Величества, и его называли преподобный Диего Пиред. Встреча с Давидом произвела на него большое впечатление и изменила всю его жизнь. Он совершил тшуву (вернулся к вере отцов) и уехал в Турцию. Король, узнавший, что один из высокопоставленных царедворцев стал евреем и покинул Португалию, страшно разгневался, обвинил во всем Давида и повелел ему немедленно выехать из страны.
Диего Пиред, после обрезания взявший себе имя Шломо Молко, теперь мог, не скрываясь, соблюдать заповеди Торы. Глубоко привязанный к еврейству, он увидел однажды сон о близком Освобождении. В 5290 (1530) году, не обращая внимания на грозящую ему опасность, он прибыл в католическую Италию. И хотя инквизиция видела в нем христианина-вероотступника, Шломо Молко, ничего не боясь, проповедовал во многих городах Италии грядущее Избавление Израиля. Он прибыл в Рим и предстал перед папой Клементом VII. Инквизиция потребовала выдачи ей отступника. Так как Шломо Молко открыто перешел в иудаизм, папа, несмотря на свою симпатию к Шломо, был вынужден позволить инквизиции арестовать его. После того как Шломо Молко отказался вернуться в христианство, он был осужден на сожжение. Однако благодаря заступничеству папы Шломо спасся и бежал за границу.
Молко приехал в Венецию и там снова встретился с Давидом Реувени. Они вместе отправились к императору Карлу V с тем, чтобы уговорить его начать войну за освобождение Святой земли. Давид и Шломо приехали в Регенсбург, где проходил собор германских князей, но по приказу императора были арестованы. Шломо Молко выдали инквизиции. В последний момент перед смертной казнью император предложил Шломо помилование, при условии, что он вновь примет христианство. На это Шломо Молко ответил: «Мне до сих пор горько за то время, что я был христианином, и сердце мое негодует. Теперь поступайте как вам угодно, а душа моя вернется к Создателю, пребывая в той вере, что и в дни своей юности, ибо хорошо мне с тех пор». В 1532 году инквизиция осудила Шломо Молко на сожжение живьем на костре. Он погиб, освятив имя Творца, в возрасте 32 лет.
Давид Реувени, никогда не считавшийся христианином, не подлежал суду инквизиции. Он умер в тюрьме в Португалии.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.