Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Риф, Ришоним, Александр Кац
Раби Йосеф бар Меир Алеви Ибн Мигаш (Ари Мигаш; 4837-4901 /1077-1141/ гг.) — ближайший ученик Рифа (см.), сменивший его во главе ешивы в Лусене.
Родился 1 адара 4837 /1077/ года.
В 4849 /1089/ году, за год до своей бар мицвы, поступил в ешиву г. Лусены и в течение четырнадцати лет учился у ее главы р. Ицхака Альфаси — великого Рифа. Риф гордился своим учеником и говорил, что «даже в поколении Моше Рабейну не было подобного ему в мудрости и понимании вещей». Риф сам посвятил Ибн Мигаша в раввины.
В 4863 /1103/ году, после смерти наставника, Ибн Мигаш сменил его во главе ешивы. Он руководил этой прославленной ешивой в течение тридцати восьми лет (Седер адорот).
Ибн Мигаш написал хидушим (заметки, содержащие новые наблюдения и открытия) к большей части Талмуда, — сохранились и изданы его заметки к трактатам Бава батра и Швуот. Вместе с тем многочисленные фрагменты из его заметок к другим трактатам приводятся в трудах выдающихся исследователей последующих поколений, и среди них: Рама (см.), Рамбан (см.), Рашба (см.), Ритва (см.) и др.
Ибн Мигаш с юности дружил с мудрецом и поэтом р. Йеудой Алеви (см.), который посвятил ему хвалебную песнь.
Среди лучших учеников Ибн Мигаша был р. Маймон бар Йосеф, отец Рамбама (см.). Сам Рамбам, на формирование которого Ибн Мигаш также оказал существенное влияние, свидетельствует, что «человека, подобного ему, не бывало».
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»