Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Шулхан Арух, Раби Ицхак Альфаси, Ришоним, Испания, Рав Александр Кац
Раби Ицхак бар Яаков Альфаси (Риф; 4773-4863 /1013-1103/ гг.) — один из величайших еврейских законоучителей всех времен.
Родился в Алжире. Учился у р. Нисима бар Яакова и р. Хананеля бар Хушиэля, руководителей ешивы в Кайруане (Тунис).
Завершив период ученичества, возглавил ешиву в марокканском городе Фесе, ставшую под его руководством значительным центром изучения Торы, — отсюда и имя, под которым он прославился в еврейском мире: «аль Фаси» — из Феса (Риф — аббревиатура слов «Рав Ицхак аль Фаси»).
В 4848 /1088/ году семидесятипятилетнего мудреца оклеветали перед султаном, и ему пришлось бежать из Марокко. Обосновавшись в Испании, Риф основал ешиву в городе Лусене, расположенном южнее Кордовы. Он стал общепризнанным главой поколения — со всех концов диаспоры к нему направляли алахические вопросы, — его респонсы впоследствии были собраны в книге Тшувот а-Риф.
Основным трудом Рифа является свод законов, известный под названием Алахот а-Риф. Этот кодекс составлен на основе Вавилонского Талмуда: из всего обширного текста отобраны только те фрагменты, которые имеют отношение к принятию алахических решений. И в тех местах, где Талмуд приводит лишь полемику мудрецов, но не выносит окончательного решения по обсуждаемому вопросу, — Риф сам устанавливает закон на основе мнения одной из сторон. Риф включил в свой свод только те законы, которые выполняются и в период изгнания.
Кодекс Рифа называют также Талмуд Катан (Малый Талмуд). Эту книгу комментировали многие величайшие мудрецы: Рамбан, рабейну Йона, р. Нисим Геронди (Ран), р. Йосеф Хавива, автор книги Нимукей Йосеф, и др.
Все законоучителя последующих поколений исходили из решений, вынесенных Рифом. Рав Йосеф Каро, составитель Шульхан аруха, писал, что в своей работе «опирался на три столпа закона, на которых держится все здание народа Израиля: на кодексы Рифа, Рамбама и Роша».
Ближайшим учеником Рифа был р. Йосеф Ибн Мигаш, сменивший его во главе ешивы в Лусене. Среди учеников Рифа были также выдающиеся мудрецы и поэты следующего поколения р. Моше Ибн Эзра и р. Йеуда Алеви.
Риф скончался в Лусене 11 ияра 4863 /1103/ года в возрасте девяноста лет.
С разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»