Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Испания, Рав Александр Кац
Раби Барух бар Ицхак Альбалия (4837-4886 /1077-1126/ гг.) — даян и глава ешивы в Кордове.
Родился в Севилье. Учился у своего отца, р. Ицхака Альбалии (см.), который был придворным астрологом халифа Севильи и главой еврейской общины севильского халифата.
Отец Баруха много лет вел ожесточенную алахическую полемику с выдающимся законоучителем, общепризнанным главой поколения р. Ицхаком Альфаси (Рифом; см.), — тем не менее, незадолго до своей смерти он завещал Баруху продолжить изучение Торы именно у р. Альфаси. Следуя этому завещанию, в 4854 /1094/ году, после смерти отца, семнадцатилетний Барух отправился в ешиву г. Лусены, — р. Альфаси принял его, как сына, и в течение девяти лет Барух был его верным учеником (Седер адорот).
Среди его ближайших друзей были выдающийся поэт и мыслитель р. Йеуда Алеви (см.) и законовед р. Йосеф Ибн Мигаш (см.), которые также учились в ешиве р. Альфаси.
Помимо глубочайших познаний в Торе, р. Барух Альбалия приобрел обширные познания в древнегреческой философии и метафизике (Седер адорот).
После смерти Рифа, последовавшей в 4863 /1103/ году, р. Барух был приглашен даяном и главой ешивы в Кордову — в город, где родился его отец.
Его учеником был р. Авраам Ибн Дауд (Раавад Аришон; см.), автор Седер акабала.
С разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»