Из цикла «История еврейского народа», темы: Риф, Ришоним, Рав Моше Ойербах, Испания
Раби Ицхак Альфаси (Риф) родился в Марокко близ города Фас (откуда и получил свое имя). Он учился в Кайруане у раби Нисима и стал известным знатоком Талмуда. На старости лет раби Ицхак был вынужден покинуть родные места. Прибыв в Люсейн, он основал ешиву, ставшую центром Торы в Испании, а после смерти раби Ицхака ибн Гаята евреи общины избрали его своим равом. Раби Ицхак Альфаси — Риф — умер в 4863 (1103) году.
Риф прославился своей книгой Сефер аалахот. В изложении законов он следует за Талмудом, но приводит лишь те мнения мудрецов, на основании которых определяется алаха. Риф рассматривает только те законы, которые являются актуальными и после разрушения Храма. На книгу Рифа было написано немало комментариев, а в эпоху гонений на Талмуд во многих городах Западной Европы она сделалась основой учения и принятия алахических решений.
Риф был современником Раши, но они не знали друг о друге, так как в то время отсутствовало всякое общение между евреями Испании и Франции.
Знаменитую ешиву и общину Люсейна после смерти своего учителя возглавил раби Йосеф ибн Мигаш. До нас дошла лишь часть написанных им книг, но даже эта малая часть дает ясное представление о мощи наследника Рифа. Раби Маймон, отец великого Рамбама, учился у раби Йосефа и писал позднее о нем:
«Понимание Талмуда этим человеком приводит в изумление каждого, кто углубляется в его разъяснения. Сила его разума такова, что о нем можно сказать: не было дотоле царя, подобного ему в обычаях и путях».
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Читайте также: тема Еврейская история
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»