Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раби Ицхак Альфаси и его ученики. Из книги "История еврейского народа"

Учитель и ученики

Раби Ицхак Альфаси (Риф) родился в Марокко близ города Фас (откуда и получил свое имя). Он учился в Кайруане у раби Нисима и стал известным знатоком Талмуда. На старости лет раби Ицхак был вынужден покинуть родные места. Прибыв в Люсейн, он основал ешиву, ставшую центром Торы в Испании, а после смерти раби Ицхака ибн Гаята евреи общины избрали его своим равом. Раби Ицхак Альфаси — Риф — умер в 4863 (1103) году.

Раби Ицхак Альфаси (РИФ). Иллюстрация из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Риф прославился своей книгой Сефер аалахот. В изложении законов он следует за Талмудом, но приводит лишь те мнения мудрецов, на основании которых определяется алаха. Риф рассматривает только те законы, которые являются актуальными и после разрушения Храма. На книгу Рифа было написано немало комментариев, а в эпоху гонений на Талмуд во многих городах Западной Европы она сделалась основой учения и принятия алахических решений.

Риф был современником Раши, но они не знали друг о друге, так как в то время отсутствовало всякое общение между евреями Испании и Франции.

Знаменитую ешиву и общину Люсейна после смерти своего учителя возглавил раби Йосеф ибн Мигаш. До нас дошла лишь часть написанных им книг, но даже эта малая часть дает ясное представление о мощи наследника Рифа. Раби Маймон, отец великого Рамбама, учился у раби Йосефа и писал позднее о нем:

«Понимание Талмуда этим человеком приводит в изумление каждого, кто углубляется в его разъяснения. Сила его разума такова, что о нем можно сказать: не было дотоле царя, подобного ему в обычаях и путях».

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»

Читайте также: тема Еврейская история


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего