Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хесед, Мудрецы Мишны, Александр Кац
Раби Элазар бен Йеуда Иш Бартота — ученик р. Йеошуа (см.). В Тосефте к трактату Бехорот (7:3) приведена его дискуссия с р. Акивой, по поводу одного закона, полученного ими от р. Йеошуа.
С особенным рвением р. Элазар выполнял заповедь о благотворительности — все свое имущество он раздавал бедным. По свидетельству Талмуда, габаи, собирающие пожертвования для бедных, были вынуждены скрываться от р. Элазара, чтобы не разорить его. В трактате Таанит (24а) повествуется, что однажды р. Элазар отправился на торговую площадь покупать все необходимое на приданное своей дочери. По дороге ему встретился габай, собирающий цдаку. Габай бросился наутек, но р. Элазару удалось настигнуть его. На настойчивые расспросы габаю пришлось ответить, что он собирает деньги на приданное сироте, у которой и жених — сирота. Раби Элазару удалось убедить габая, что эти сироты нуждаются в деньгах больше, чем его дочь, и он вручил габаю всю сумму, накопленную на приданное дочери.
Свое кредо р. Элазар Иш Бартота выразил в изречении, приведенном в трактате Авот (3:7). Он учил: «Дай Ему из Его, ведь и ты, и все твое имущество — Его (т.е. и тело человека, и его имущество — это временно предоставленный ему Б-гом вклад, которым человек обязан распоряжаться лишь в соответствии с волей Вкладчика — Рабейну Йона)».
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»