Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Деньги, Иерусалим, Ссуда, Жестокость, Рав Александр Кац
Раби Йом-Тов бар Исраэль-Яаков Аль-Гази (Маарит Аль-Гази; 5487—5562 /1727—1802/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист, Ришон леЦион (глава иерусалимской общины).
Его отец, р. Исраэль-Яаков Аль-Гази (5440-5516 /1680-1756/ гг.), возглавлял иерусалимскую ешиву кабалистов Бейт Эль, а с 5515 /1755/ по 5516 /1756/ год был главным раввином святого города.
Изучал Тору у отца. Занимался в ешиве Бейт Эль под руководством р. Сар-Шалома Шараби (см.). Его близким другом и соратником по совместному исследованию сокровенных разделов Торы был р. Хаим-Йосеф-Давид Азулай (рабейну Хида; см.).
По завершении периода ученичества р. Йом-Тов стал даяном (судьей), а затем и главой раввинского суда святого города. В 5533 /1773/ году был избран на пост главного раввина Йерушалаима и получил почетный титул Ришон леЦион (Первый в Сионе).
В 5537 /1777/ году, после смерти р. Сар-Шалома Шараби, р. Йом-Тов Аль-Гази возглавил и ешиву Бейт Эль. В течение двадцати пяти лет он носил почетное звание рав ахасидим (глава благочестивых), присваиваемое старейшине кабалистов святого города.
Около 5540 /1780/ года р. Йом-Тов в качестве главного раввина Йерушалаима совершил длительное путешествие по странам диаспоры, собирая средства на нужды своей общины. Он побывал в Стамбуле, Белграде, во многих городах Италии, Франции, Голландии, Германии и даже Польши.
Выдающиеся мудрецы Европы были поражены его познаниями в талмудическом законодательстве и в кабале. Р. Моше Софер (Хатам Софер; см.), познакомившийся с р. Аль-Гази во время его пребывания во Франкфурте на Майне, называл его «великим человеком» и «гаоном мирового масштаба» (Предисловие к книге Алахот йом-тов).
В 5554 /1794/ году вышли в свет две книги р. Аль-Гази, содержащие его алахические исследования: трактат Алахот йом-тов (Законы праздников) был издан в итальянском городе Ливорно, а трактат Симхат йом-тов (Радость праздников) — в Стамбуле. Эти книги еще более способствовали возрастанию его авторитета по всей диаспоре.
В 5555 /1795/ году, в возрасте шестидесяти восьми лет, ему вновь пришлось выехать в Стамбул для сбора пожертвований, поскольку общины Йерушалаима и Хеврона не могли расплатиться с ссудами, взятыми под высокие проценты у богачей-мусульман.
Несколько месяцев спустя, возвратившись с необходимой суммой, р. Йом-Тов узнал, что арабы, вымогая деньги, забили насмерть его сына, р. Яакова Аль-Гази, который был одним из руководителей общины Хеврона. Р. Йом-Тов воспитал детей погибшего в своем доме (Везэ шаар ашамаим с. 173).
Р. Йом-Тов Аль-Гази умер второго адара, в первый месяц адар високосного 5562 /1802/ года. Он похоронен на Масличной горе, рядом с могилами отца и своего наставника р. Сар-Шалома Шараби.
В 5603 /1843/ году в Йерушалаиме был издан сборник его трудов Кдушат йом-тов (Святость праздника), включающий и его многочисленные респонсы.
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»