Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Еврейские кладбища, Рав Александр Кац, Праведник
Раби Йосеф-Йоська бар Йеуда-Йодль из Минска (умер в 5460 /1700/ г.) — выдающийся праведник и знаток кабалы.
Происходил из рода раби Йеуды Анаси (см.), составителя Мишны, — по линии, идущей от Маараля из Праги (см.).
Был главой раввинского суда в Минске, а затем в г. Дубно на Волыни.
Написал этический трактат Йесод Йосеф (Кредо Йосефа), основанный на концепциях кабалы.
Его ближайшим учеником был р. Цви-Гирш Кайдановер (см.), сын Мааршака (см.), — в своей знаменитой книге Кав аяшар (Прямая линия) р. Кайдановер развил многие идеи, намеченные наставником.
Р. Йосеф-Йоська умер в Дубно в 5460 /1700/ году.
Несколько лет спустя после его смерти появилось дополнительное свидетельство его святости. Как явствует из отчета похоронного братства, при рытье новой могильной ямы рядом с со склепом р. Йосефа-Йоськи из-за неосторожных движений могильщиков «сдвинулась плита, прикрывавшая его святой гроб, и все увидели, что его тело лежит там без всяких повреждений и изменений, а в руке по-прежнему зажат посох, с которым он был похоронен, — и создавалось впечатление, что он просто спит» (Предисловие к книге Йесод Йосеф).
Рассказывается, что в тот же день в городе началась эпидемия, в результате которой в короткий срок погибло более четырехсот человек. Эпидемия прекратилась только после того, как вся община приняла на себя строгий пост и попросила прощения у души праведника за невольное поругание его памяти.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»