Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Он знал наизусть весь Талмуд. Он был успешным бизнесменом. Он выкупал еврейских пленных. Биография удивительного человека.

Раби Ицхак-Айзик Айхенштейн (р. Ицхак-Айзик из Сафрина; умер в 5560 /1800/ г.) — выдающийся праведник.

Жил в галицийских городах Сафрине и Жидичеве.

Отличался исключительной эрудицией и памятью — он знал наизусть все трактаты Вавилонского Талмуда и все четыре раздела кодекса Шульхан арух.

Занимаясь торговлей, р. Ицхак-Айзик передавал основную часть своих доходов на нужды благотворительности, и в первую очередь, на выкуп евреев, захваченных в плен или рабство, — ради этой цели он не раз жертвовал всем своим достоянием.

Рассказывают, что однажды в шабат к его дому подъехал польский помещик, в экипаже которого сидели две еврейские девочки. Их отец, арендовавший у помещика корчму, разорился и задолжал ему значительную сумму — несколько сотен золотых монет. Заточив должника в своем имении, помещик захватил его дочерей в качестве залога и потребовал от р. Ицхака-Айзика, известного своей благотворительностью, выкуп, соответствующий сумме долга. На исходе шабата р. Ицхак-Айзик, продав все свое имущество — магазин, все запасы зерна и единственную корову, собрал необходимую для выкупа сумму. Позже выяснилось, что отец девочек умер, не выдержав обрушившихся на него несчастий, — и тогда р. Ицхак-Айзик и его жена Хинда, у которых еще не было своих детей, вырастили девочек в своем доме (Маасей авотейну, Ахарей мот).

Рассказывается, что вскоре после этого происшествия в дом р. Ицхака-Айзика постучался голодный странник, — и хотя в семье, живущей теперь в крайней бедности, не было даже хлеба, чтобы накормить гостя, ребецин Хинда заняла немного еды у соседей. Тронутый гостеприимством странник дал им благословение, чтобы у них родились сыновья, которые станут светочами народа Израиля (Гдолей адорот).

Благословение осуществилось — в семье родилось пятеро сыновей, ставших родоначальниками целого ряда хасидских «дворов»: р. Цви-Гирш и р. Иссахар-Бериш из Жидичева, р. Моше и р. Липа из Самбура и р. Александр-Сендер из Комарно (см.).

Его старший сын, р. Цви-Гирш из Жидичева, обучал кабале двух выдающихся мудрецов — р. Хаима из Цанза (см.) и р. Меира-Лейбуша (Мальбима; см.).

с разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.