Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Авраам бар Моше Ди Ботон (Лехем Мишнэ; ок. 5305-5348 /1545-1588/ гг.) – выдающийся законовед.
Родился в Салониках. Изучал Тору у главы городской общины, выдающегося законоучителя р. Шмуэля Ди Медины (см.).
Еще в молодые годы начал писать комментарий на кодекс Рамбама (см.) Мишнэ Тора. В процессе работы, когда он едва добрался до законов молитвы, к нему в руки попал комментарий на Мишнэ Тора, написанный р. Йосефом Каро (см.), – и р. Ди Ботон увидел, что многие его «открытия» уже давно сделаны. Тогда он пометил в рукописи: «Сегодня, пятого адара 5335 /1575/ года, ко мне попал комментарий великого раввина Йосефа Каро… С этого места и далее я буду говорить лишь о том, о чем не сказано у него».
Р. Авраам Ди Ботон умер в Салониках, во время смертоносной эпидемии 5348 /1588/ года.
Уже после смерти автора его комментарий, названный Лехем мишнэ (Удвоенный хлеб), был впервые издан в Венеции в 5369 /1609/ году. Эта книга пользовалась настолько значительной популярностью, что в последующих поколениях самого ее автора стали называть по имени книги – «Лехем мишнэ».
Комментарий р. Ди Ботона широко изучается до сих пор; во всех классических изданиях кодекса Мишнэ Тора он печатается рядом с основным текстом.
Алахические респонсы р. Ди Ботона собраны в книгу Лехем рав (Обильный хлеб).
с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?