Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Политика, Алия, Рав Александр Кац, Государство Израиль, Бриск, Ицхак Зеев Соловейчик
Раби Йосеф-Дов-Бер бар Ицхак-Зеев Алеви Соловейчик (раби Берл; ок.5675—5741 /ок.1915—1981/ гг.) — руководитель иерусалимской ешивы Бриск.
Прямой потомок р. Хаима Воложинера (см.), создавшего прославленную Воложинскую ешиву. Праправнук знаменитого руководителя Воложинской ешивы р. Нафтали-Цви-Йеуды Берлина (Нецив; см.) и правнук р. Рефаэля Шапиро (Торат Рефаэль; см.), возродившего Воложинскую ешиву после ее насильственного закрытия российскими властями. Внук р. Хаима Соловейчика (р. Хаим Брискер; см.), основателя «брискской» школы талмудического анализа.
Изучал Тору под руководством отца, р. Ицхака-Зеева Соловейчика (р. Велвел; см.), возглавлявшего общину одной из еврейских «столиц» — г. Бриска (Брест-Литовска).
В самом начале второй мировой войны вслед за отцом совершил алию и поселился в Йерушалаиме, где р. Ицхак-Зеев отец стал одним из общепризнанных духовных лидеров харедимной общины.
В 5710 /1950/ году, в возрасте тридцати пяти лет, р. Берл начал давать уроки группе учеников, сплотившейся вокруг его отца.
В 5719 /1959/ году, после смерти отца, он создал ешиву Бриск — по названию города, в котором сложилась аналитическая школа р. Хаима Соловейчика.
В конце 5720-х /1960-х/ годов, после Шестидневной войны, в ешиву прибыло множество юношей из США, и число студентов в ней возросло до двухсот (Hanoch Teller Sunset p.235; Везэ шаар ашамаим с.538).
Подобно своему отцу, р. Берл непреклонно сохранял духовную независимость и служил «моральным барометром» для харедимной общины Святой Земли. Когда многие ешивы и хедеры выразили готовность получать финансовые субсидии от израильского правительства, он попытался этому воспрепятствовать. «Как только вы начнете получать от них деньги, вы тут же станете безащитными перед их вмешательством, — объяснял он. — А ешива не может позволить себе быть объектом посторонних влияний». Ведь именно по этой причине его прапрадед Нецив предпочел, чтобы Воложинскую ешиву закрыли, но решительно отказался выполнять правительственные требования по изменению программы обучения (Hanoch Teller Sunset p.238).
В 5737 /1977/ году, когда к власти в Израиле впервые пришел блок Ликуд и депутаты от религиозной партии Агудат Исраэль присоединились к правящей коалиции, р. Берл горячо протестовал против их решения. В его системе ценностей не было места политическому союзу с вероотступниками — р. Берл с нескрываемой горечью и душевной болью смотрел на то, как политики из Агудат Исраэль, отпраздновавшие свою победу, наслаждались крупными дотациями, полученными от нового правительства, сформированного лидером Ликуда Менахемом Бегиным (там же).
Р. Берл Соловейчик умер второго адара 5741 /1981/ года.
Во главе ешивы его сменил сын и ближайший ученик р. Авраам-Йеошуа Соловейчик.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Следуя повелению Б-га, Моше проводит перепись евреев. Дочери Цлофхада просят удел в Земле Израиля.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Внук Аарона не стал коэном, однако благодаря его действиям Всевышний спас народ Израиля. Биография главного еврейского ревнителя.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»